Вчера Национальное собрание Белоруссии внесло свою лепту в борьбу с международным терроризмом. Депутаты белорусского парламента приняли ряд поправок в Уголовный кодекс, направленных на "приведение законодательства страны в соответствие с международной конвенцией по борьбе с финансированием терроризма". Теперь "предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества для их использования в финансировании террористической деятельности" будет сурово караться – виновные получат сроки от 8 до 12 лет, а их имущество будет конфисковано. Принятый закон предусматривает, что "лицо, которое финансировало террористическую деятельность, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременно заявило о содеянном и способствовало предотвращению террористического акта и раскрытию преступления". Парламентарии, однако, не прояснили, что считать деятельностью, подпадающей под эту статью кодекса, а также какие организации являются террористическими, оставив этот вопрос на усмотрение Верховного суда, который будет принимать соответствующие решения по конкретным заявлениям Генпрокуратуры.
Это оставляет Александру Лукашенко широкое пространство для маневрирования на поле борьбы с оппозицией, против которой, в сущности, и направлен принятый закон. В последнее время международные организации, называющие белорусского лидера не иначе, как "последним диктатором Европы", усиливают давление на Лукашенко. Однако деятельность по смещению себя с поста президента Батька вполне может объявить террористической, что позволит ему перекрыть финансовые потоки, питающие его оппонентов. Кстати, понятие "терроризм" Лукашенко трактует не совсем так, как это принято в мировом сообществе. Недавно, во время своего визита в Китай, он обвинил США в том, что они способствуют существованию терроризма, поскольку "разбомбили" Афганистан и Ирак. Белорусский лидер объяснил, что тем самым американцы вынудили мусульманские страны встать на защиту своих интересов – "ведь это очень активный народ, мусульмане, они будут бороться за свои права, и они борются". Такие высказывания вряд ли будут способствовать изменению позиции Запада по отношению к Лукашенко, зато он является вполне приемлемой фигурой в глазах руководителей "стран-изгоев". Да и российские антиглобалисты весьма ценят белорусского лидера за его "последовательную и эффективную защиту национальных интересов народа Белоруссии" от посягательств западных государств.
Сейчас Лукашенко занял круговую оборону, стараясь предусмотреть возможные действия своих врагов. И закон о противодействии финансированию террористической деятельности является очередным звеном в создании легитимных инструментов для борьбы с оппозицией. Он продолжает линию, намеченную одобренным несколько дней назад законопроектом, предусматривающим уголовную ответственность за "дискредитацию государства". Согласно этому закону, любой гражданин республики, предоставивший зарубежному государству или иностранной организации заведомо ложные сведения о политическом, экономическом, военном или международном положении Белоруссии, наказывается тюремным сроком. Это означает, что любая публичная критика действий Лукашенко может быть расценена как распространение "заведомо ложных" сведений, дискредитирующих Белоруссию. Таким образом, у Лукашенко появилась возможность "на законных основаниях" пресечь деятельность оппозиционных сил по агитации населения в преддверии выборов, исключить вероятность объединения граждан для участия в массовых манифестациях и в конечном итоге сделать невозможным осуществления сценария "цветной" революции. стремящимися к смене власти в стране.
Создается впечатление, что Лукашенко, прибегающий к всевозможным ухищрениям для того, чтобы удержаться в президентском кресле, вовсе не считает свой режим устойчивым и неколебимым, хотя постоянно подчеркивает, насколько велика его личная популярность в стране. Популярность популярностью, а приходится постоянно держать ухо востро. Остается только посочувствовать несчастному Батьке, который ждет подвоха отовсюду, даже со стороны практически полностью разгромленной им внутренней оппозиции.
Петр Гринев, УТРО.ru