С точки зрения обычных демократических ценностей, ставить прослушивающие устройства с целью шпионажа за собственными гражданами – занятие не самое достойное, а сообщать о существовании практики прослушивания – значит заботиться об общественном благе. Однако президент Буш решил изменить шкалу этих ценностей. В субботу, выступая с ежемесячным обращением к нации, он с гордостью признал, что после терактов 11 сентября 2001 года он разрешил сверхсекретному Агентству национальной безопасности (АНБ) устанавливать такие прослушивающие устройства, чтобы следить за "лицами, связанными с "Аль-Каидой" и другими близкими к ней террористическими организациями".
Этот "жизненно важный в войне с терроризмом инструмент" будет использоваться и впредь, заявил он и пошел еще дальше: газету New York Times, которая в пятницу сообщила о существовании этой секретной программы, он обвинил (правда, не называя ее) в создании угрозы для страны. "Наши враги узнали информацию, которую они не должны были знать; ее несанкционированное обнародование наносит ущерб нашей национальной безопасности и ставит граждан под угрозу".
Поначалу президент отказывался от любых комментариев на эту тему. Однако Белый дом радикально изменил тактику и решил взять быка за рога. Субботнее послание президента, вопреки обычной практике, было показано по телевидению и транслировалось в прямом эфире. Ибо дело о прослушивании стало волновать сенат, который на прошлой неделе приступил к дебатам по поводу Патриотического акта: срок действия этого закона, расширившего полномочия ФБР после 11 сентября 2001 года, истекает через две недели.
В пятницу решение о продлении действия этого закона было заблокировано сенаторами-демократами, к которым присоединились четыре республиканца. Буш осудил сенаторов-фрондеров за "безответственное" поведение, которое, как он сказал, "ставит под угрозу жизнь наших граждан".
Вчера вечером ему пришлось снова обратиться к американцам по телевидению, сосредоточившись на этот раз на Ираке и успешно завершившихся там на прошлой неделе парламентских выборах. Они прошли спокойно, при высокой явке избирателей, в частности суннитов. Белый дом предпринимает большие усилия в попытке убедить американцев в том, что победа в Ираке возможна: на сей счет они проявляют все больше скептицизма. Вчера вице-президент Дик Чейни прибыл с неожиданным визитом в Багдад, где сделал ряд оптимистичных заявлений.
Во вчерашней редакционной статье New York Times напоминает, что деятельность АНБ изначально была регламентирована таким образом, чтобы не допустить слежки за американцами. Газета считает, что Буш "нарушил национальный консенсус, существовавший 25 лет". Белый дом, отмечает газета, уже не в первый раз покушается на свободы, пренебрегая Женевскими конвенциями и американским законом об обращении с военнопленными.
В пятницу республиканец Арлен Спектер, возглавляющий сенатский Юридический комитет, обещал провести в начале января слушания по делу о прослушивании, "безусловно, неоправданном". Вчера влиятельный сенатор-республиканец Джон Маккейн поднял вопрос о причинах, по которым президент предпочел действовать в обход закона, несмотря на то что можно устанавливать прослушивающие устройства после соответствующего решения суда. Между тем демократы говорят о нарушении конституции: "Это Большой Брат, пришедший в неистовство", – заявил сенатор от штата Массачусетс Тед Кеннеди.
Паскаль Рише, Inopressa