Япония обеспокоена усилением мощи Китая и не скрывает этого. Вчера министр иностранных дел Таро Асо, считающийся "ястребом", подверг резкой критике китайского соперника. Китай представляет сегодня "серьезную военную угрозу", сказал он, не уточнив, правда, какому конкретно государству угрожает Пекин.
"На протяжении вот уже 17 лет его военные расходы ежегодно увеличиваются более чем на 10%. Эти расходы непрозрачны", – заявил он.
"Какую цель преследует министр иностранных дел, делая подобные безответственные высказывания?" – откликнулся официальный представитель МИДа Пекина.
Никогда еще с момента подписания в 1978 году договора о мире и дружбе отношения между двумя "старыми врагами" не были такими напряженными. Обострению ситуации способствуют противоположный подход сторон к проблеме Тайваня и блокирование Пекином попыток Токио получить статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. К этому добавляются разногласия в трактовке истории, усугубляющиеся историческим ревизионизмом и негационизмом Японии, а также жесткое соперничество двух стран в погоне за энергетическими ресурсами моря, которое китайцы называют Китайским, а Токио – Японским.
На последнем саммите АТЭС (Форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество") в Пусане (Южная Корея) в ноябре этого года председатель КНР Ху Цзиньтао отказался от встречи с Дзюнъитиро Коидзуми, который на прошлой неделе высказал удивление в связи с этим фактом. Впрочем, ему известно, что китайский лидер поступил так в знак протеста против его уже пятого посещения (17 октября) синтоистского храма Ясукуни в Токио, где в числе 2,5 млн японцев, погибших за Родину, чтут память 14 японских военных преступников. В апреле 2004 года, после принесенных Коидзуми извинений за "жестокие страдания, причиненные Японией своим соседям" в 1930-1940-е годы, Ху Цзиньтао настоятельно попросил Коидзуми не посещать больше храм Ясукуни.
Мишель Темман,"Inopressa"