Владимир Путин будет очень занят на мировой арене в 2006 году, когда Россия впервые возьмет на себя роль председателя G8. Свое место за этим эксклюзивным столом страна получила благодаря лести и ностальгии, а не чему-то еще. G7 превратилась в G8 во времена Бориса Ельцина, хотя быстро развивающаяся Россия (экономика, занимающая 10-е место в мире) еще недостаточно богата, чтобы председательствовать на совещаниях министров финансов. И все же она будет управлять весомой повесткой дня, включающей в себя макроэкономику, расходы на здравоохранение, помощь развивающимся странам, изменение климата и терроризм.
Очень неудачен в смысле содержания и выбора времени только что принятый Думой, где доминируют прокремлевские депутаты, закон, ужесточающий государственный контроль над неправительственными организациями – сектором гражданского общества, который должна включать в себя любая здоровая демократия. Закон смягчили после протестов Запада и ослабили ограничения для таких зарубежных организаций, как Greenpeace и Amnesty, но не для их российских коллег, работающих в сфере экологии и прав человека. Президент Путин настаивает, что закон нужен для борьбы с терроризмом и шпионажем, подрывающим государство – аргумент, который он использовал, отменяя выборы региональных губернаторов и ограничивая свободу СМИ. Правда состоит в том, что он душит свободное выражение мнений, явно стремясь поставить все аспекты жизни под кремлевский контроль до парламентских и президентских выборов 2007-2008 годов. Авторы закона, с симптомами паранойи в духе КГБ, стремились ослабить иностранную, в особенности – американскую, поддержку демократических движений после революций на Украине, в Грузии и Киргизии. Москва также пытается оградить от западных наблюдателей выборы в "ближнем зарубежье".
То, что все это является частью уже знакомой модели, не делает ситуацию приятнее. Те, кто хочет видеть Россию нормально функционирующей современной страной, не могут игнорировать эти события и такие эпизоды, как обвинительный приговор, вынесенный нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому. Путин является одним из победителей "войны с терроризмом": Джордж Буш и Тони Блэр потворствуют ему в Чечне, а Германия и другие европейцы осторожничают с ним из-за своих энергетических потребностей. Путин прославился, назвав крушение коммунизма величайшей геополитической катастрофой XX века. Но будущее – за демократиями с гражданским обществом, свободной прессой и независимой юстицией, а не за их управляемыми игрушечными версиями. Партнерам России по G8 придется напоминать ему об этом в наступающем году.
"Inopressa"