Самым знаковым событием уходящего года, безусловно, стало появление в республике парламента, что поставило точку в формировании всех ветвей власти в Чечне. В Законодательное собрание ЧР были избраны 58 депутатов. А ведущей партией, как и прогнозировали эксперты, стала «Единая Россия», у которой 33 депутатских места.
Также за этот год было проведено два форума в форме «круглого стола» в Грозном и Страсбурге, что в конечном итоге позволило руководству республики подготовить в чеченском обществе согласительную площадку по примирению всех участников вооруженного конфликта. Примечательно, что право участвовать в дискуссии было предоставлено и бывшим депутатам парламента так называемой Ичкерии, и некогда влиятельным министрам, и главам местных органов власти ичкерийского режима. А еще на эти форумы пригласили полевых командиров, к счастью, к этому времени уже прекративших вооруженное сопротивление. Наиболее узнаваемый из них - бывший «министр обороны вооруженных сил Ичкерии» Магомед Хамбиев, который, кстати, стал сейчас депутатом парламента республики от СПС.
По словам президента Чечни Алу Алханова, с 1999 года в общей сложности добровольно сложили оружие около 7 тысяч боевиков. Только в этом году, по данным МВД ЧР, в правоохранительные органы явились с повинной 48 бандитов. Однако хотелось бы заметить, что не все сдавшиеся властям боевики становятся законопослушными гражданами. Свежайший пример - задержание в декабре боевика по кличке Черт. Его в 2001 году тоже амнистировали. Однако впоследствии он вновь продолжил подрывную деятельность: вербовал молодых людей для участия в бандформированиях и разрабатывал диверсионно-террористические акты.
Кроме этого, летом минувшего года при содействии чеченских властей был практически улажен скандал вокруг станицы Бороздиновской. Напомним, часть жителей этого селения покинули свои дома 14 июня - после проведенной жесткой «зачистки». Они более двух недель обитали во временном палаточном лагере на территории Кизлярского района Дагестана. Причем убедить бороздиновцев вернуться в родные дома удалось двум начинающим политикам - первому вице-премьеру правительства Чечни Рамзану Кадырову и депутату Народного Собрания Дагестана, олимпийскому чемпиону Сагиду Муртазалиеву.
В окружении Рамзана Кадырова говорят, что разрешение ситуации вокруг Бороздиновской можно считать его первой серьезной политической победой. Хотя это утверждение, мягко говоря, сомнительно. Ведь методы воздействия на беженцев слишком уж смахивали на торг на базаре. Мол, если вернетесь домой - восстановлю из личного кармана дома, поставлю вам охрану, чтобы больше такого не повторялось, и так далее. И все же, дело по оперативному урегулированию конфликта вокруг Бородиновской сделано. И ведущую роль здесь сыграл именно Рамзан Кадыров.
Причем, это помогло решить и еще несколько возможных серьезных проблем. Среди них - свести на нет расчеты провокаторов на обострение обстановки в регионе накануне выборов в чеченский парламент. Не исключено, что в случае дальнейшего затягивания ситуации вокруг Бороздиновской в палаточном лагере могли бы объявиться некие одиозные фигуры, претендующие на роль новых «спасителей нации», нарабатывающие себе политические очки в преддверии первых после Ичкерии выборов в легитимное законодательное собрание Чечни.
"Страна.Ru"