Решение вопроса пользования крымскими маяками отложили до середины февраля. В Киеве должны состояться украинско-российские переговоры на уровне внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран. Российские и украинские дипломаты попытаются миром завершить новую российско-украинскую «маячную войну», которая с ожесточением ведется последнюю неделю.
Не успело отгреметь эхо российско-украинского газового конфликта, как у Киева и Москвы появился повод снова выйти на тропу войны. Новой «горячей точкой» стал Крым, и россияне уже не в переносном смысле стали бряцать оружием, а Украина пригрозила разоружить российских моряков.
Напомним, 13 января специалисты Севастопольского филиала украинского государственного предприятия «Госгидрография» приняли на обслуживание Ялтинский маяк, который до этого был в пользовании у российской стороны. Командование ВМФ РФ гневно отреагировало на «захват» маяка, ссылаясь на базовый российско-украинский договор по Черноморскому флоту 1997 г. Там якобы говорится, что навигационно-гидрографические объекты на южном берегу Крыма и в Херсонской области отданы в пользование россиянам. В ответ МИД Украины озадачил российских дипломатов нотой, а украинский министр иностранных дел Борис Тарасюк с негодованием заявил, что «те, кто мутит народ из-за Черноморского флота, должны знать об ответственности за ложь, потому что в договоре не говорится о маяках».
Украинская сторона утверждает, что россияне добровольно передали 65 гидрографических объектов украинцам, но продолжают незаконно удерживать еще 35 объектов. Правда, не совсем понятно: почему сие беззаконие творилось более семи лет, а Киев смотрел на него сквозь пальцы? Украина неожиданно вспомнила, что именно она отвечает за безопасность судоходства в своих территориальных водах, и попросила россиян продолжить возвращение маяков. Однако российская сторона продолжала «мутить народ».
Командование российским ВМФ считает, что если крымские маяки будут обслуживать украинцы, то корабли Черноморского флота РФ обязательно ждут неприятности на море. Во избежание неожиданностей, подобных «захвату» Ялтинского маяка, россияне «усилили» охрану других объектов. Вооруженные российские солдаты с бронетехникой так же спокойно, как если бы это было где-нибудь в Рязанской области, прибыли на мысы Сарыч, Ай-Тадор, Тарханкут и в Геническ Херсонской области охранять украинские маяки от украинцев. В Киеве не замедлили с ответом. Заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что «украинские власти намерены расследовать законность ношения оружия российскими военными на украинской территории».
На этом изъявление «дружеских» чувств между двумя братскими народами и стратегическими партнерами пока поутихло. Украинский МИД утверждает, что в приложении к базовому договору 1997 г. говорится о совместном использовании навигационно-гидрографических объектов в Крыму, которое должно быть позже урегулировано специальным договором. «Позже» наступило спустя восемь лет. Вероятно, согласованием этого документа и займутся в феврале в Киеве переговорщики.
Директор международных программ Центра им. Разумкова Валерий Чалый считает, что «проблема состоит в том, что развязана информационная война вокруг маяков, и тут большая вина России. Вообще никакого спора о правах собственности и быть не может — гидрографические объекты принадлежат Украине. Россия может говорить лишь об аренде, договоров о которой действительно нет, и в приложении к базовому договору объекты не упоминаются. То, что в российской прессе печатают некие документы, где значится какой-то объект «Я-13», не является доказательством.
Объяснить, действительно ли «Я-13» — это Ялтинский маяк, могут военные специалисты и дипломаты, а не журналисты. Проблема в том, что многие вопросы пребывания ЧФ РФ на территории Украины не решаются годами, и тут есть вопрос к России: почему так долго не работает комиссия «Ющенко-Путин»? Я знаю, что украинская сторона давно занималась поиском подходов к решению проблем, связанных с пребыванием ЧФ РФ в Украине, и просто в последнее время этот процесс активизировался, так что я не связываю конфликт вокруг маяков с «газовой войной».
Однако политолог Кость Бондаренко усматривает прямую связь между противостоянием вокруг маяков и соглашением по газу. По мнению г-на Бондаренко, «украинская власть после не очень выгодно закончившейся для Украины «газовой войны» пытается новой «войной» отвлечь внимание общественности от проблем газоснабжения и показать, что защищает национальные интересы, то есть все это выглядит как «хорошая мина при плохой игре».
Эксперт считает, что переговоры по маякам закончатся до предстоящей в апреле встречи Виктора Ющенко и Владимира Путина, а насколько их результаты будут выгодны для Украины, будет зависеть от мастерства украинских дипломатов. Впрочем, судя по последним заявлениям украинских государственных мужей, скоро придется договариваться не только о механизмах совместного использования маяков. Кстати, вариант сдачи в аренду маяков россиянам отпадает по причинам несоответствия украинскому законодательству. Открытым остается вопрос арендной платы за пребывание ЧФ РФ в Украине. Киев за поднятие цен на газ намерен отплатить новыми расценками на пребывание российских моряков в Крыму.
После «маяковой войны» может прийти очередь «мясного» и нового «тузлинского» конфликтов. Аграрный министр Александр Барановский усмотрел политический аспект в российском запрете на ввоз из Украины продуктов животноводства, а Президент Виктор Ющенко лично обеспокоен постепенным исчезновением с географической карты острова Тузла. Виктор Андреевич подозревает, что Украины становится меньше из-за берегоукрепительных работ россиян в Керченском проливе. К тому же, по мнению официального Киева, работа земснаряда «Уренгой» нарушает суверенность украинского государства.
В Москве обиделись и уже направили ноту в Киев. Российский МИД считает недопустимыми высказывания украинских официальных лиц, которые заявляют, что российские работы в Керченском проливе ведутся в территориальных водах Украины, так как границы там пока не существует. Так что если украинская власть не желает, чтобы «остров раздора» окончательно размыло, ей следует поторопиться и с переговорами по поводу государственной границы в Азовском море и Керченском проливе.
Виталий Пирович, "Экономические известия"