В районе села Чистенького, что под Симферополем, группой крымских татар занято распаеванное поле. Этот самозахват оказался третьим за последние полтора месяца. Об этом ссообщает Qirim tatarlar, со ссылкой на "Первая Крымская"
На первый взгляд, сценарий случившегося выглядит до боли знакомым: люди, доведенные до отчаяния нежеланием местного совета предоставить им землю, решились пойти на нарушение закона и привлечь внимание к своей проблеме. Однако есть в этой истории детали, которые могут заставить по-другому посмотреть на ситуацию.
Проект разгосударствления бывшего колхоза «Советская Украина» был сделан еще в 1996 году, и в 2000 г. его благополучно распаевали и превратили в Агропромышленное объединение с ограниченной ответственностью «Советская Украина». Земля бывшего колхоза была поделена между его работниками, которые впоследствии получили 664 госакта на право собственности на землю. Каждый сотрудник получил по 2 госакта: один на пашню, другой — на пастбище. Продать эту землю невозможно, поскольку до 2007 года действует запрет на продажу земель сельскохозяйственного назначения, поэтому все собственники сдают участки арендатору (в данном случае это АООО «Советская Украина») и получают за нее арендную плату.
Точно так же поступил и директор «Советской Украины» Павел Дьяченко, который сдал свои паи в аренду своему хозяйству.
9 января на поле площадью 45 га, засеянном озимой пшеницей, большая часть которого непосредственно принадлежит Павлу Дьяченко и его жене Гульнаре Менакаевой, появились 5 палаток крымских татар, претендующих исключительно на землю супругов.
С этого момента и начинается отсчет конфликта, а районная власть, милиция и симферопольский меджлис пытаются разобраться в ситуации и определиться с действиями и мерами реагирования. Сторона, захватившая землю, настаивает, что Чистеньковский сельсовет не желает предоставлять землю крымским татарам на протяжении многих лет, а если она и предлагается, то в Новозбурьевке и Камышинке — населенных пунктах, непригодных для жилья из-за отсутствия инфраструктуры, а людям хочется жить рядом с городом. В самозахвате, и это признали сами активисты, принимают участие не только жители близлежащих сел Фонтаны и Трудолюбовка, но и приезжие из степных регионов Крыма, поскольку условия жизни в сельских районах катастрофические, и люди хотели бы перебраться в город.
По словам В. Кунцова, в Чистеньком действительно остались слабо обустроенные земли, хотя там и живут люди, поэтому для разрешения конфликта он предложил другие населенные пункты района. На сегодняшний день такая возможность существует в поселке Гвардейское — массив Вокзальное-2, около 1000 земельных участков можно выделить в Белом-5 и 6, также в планах расширение на 500 га границ Мирновского сельского совета. Безусловно, чтобы получить имеющуюся в резерве землю, нужно соблюсти определенную законодательную процедуру, а в некоторых случаях, как с Мирновским советом, подождать, пока новые границы не будут утверждены ВР автономии, и только после этого приступать к выделению земли.
Таким образом, если бы самозахват развивался по «классическим» законам, компромисс уже был бы достигнут, палатки свернуты, и милиции не пришлось бы переживать по поводу того, что по закону она обязана установить личности захватчиков и доставить их в отделение, что в реальности означает если не очередной «межнациональный» конфликт, то физическое противостояние точно.
Тем не менее этого не произошло, люди не желают уходить с захваченной земли и готовы на конфликт даже с местным меджлисом и меджлисом Симферопольского района, которые, как выяснилось, не знали о готовящейся акции. Не смог убедить людей уйти с поля и побывавший на месте самозахвата Мустафа Джемилев. В чем причина этого, не ясно. Вроде и власть готова найти необходимую землю в районе, и меджлис уговаривает людей разобрать палатки, а они ни в какую. При этом активисты привели очень интересные аргументы: они выбрали данное поле, потому что оно де-факто принадлежит одному человеку. А на аргументы о неприкосновенности частной собственности был дан ответ, что, если приватизацию «Криворожстали» пересмотрели, почему нельзя и поле господина Дьяченко переместить в другое место. Подобная ситуация позволяет предположить, что кто-то просто использует людей в борьбе за земельные ресурсы и переводит все в плоскость самозахвата.
Кто бы ни стоял за ситуацией, но цель-минимум, очевидно, достигнута: глава Симферопольской райгосадминистрации дал поручение прокурору района проверить законность получения Павлом Дьяченко земельного участка. Какова же перспектива? Даже если получение земли будет признано незаконным, то госакт придется отменять в судебном порядке, а если и это произойдет, то поле опять-таки будет распределено между работниками АООО «Советская Украина» и применяться исключительно для товарного сельхозпроизводства, поскольку для иных целей эту землю использовать запрещено законом. Однако нельзя исключать, что через определенное количество лет она будет выкуплена государством у собственника, и в условиях расширения границ Симферополя землю отдадут под многоэтажное строительство.
"Ukraine Daily"