Поможет ли создание Европейской комиссией независимых СМИ, вещающих на Белоруссию, дестабилизировать режим президента Лукашенко на президентских выборах 19 марта? Нет, отвечают польские эксперты. Во-первых, потому что срок слишком короток. А во-вторых, потому что, вопреки всем ожиданиям, соответствуюший контракт достался российско-германскому консорциуму.
В этой бывшей советской республике, справедливо названной Вашингтоном "последней диктатурой Европы", сделать предстоит много. "Поддержка, которой пользуется президент Лукашенко, – отмечалось недавно в докладе польского Института восточных исследований, – объясняется главным образом пассивностью граждан и их неверием в возможность перемен".
Независимого радио или телевидения здесь не существует. Не более 15% белорусов имеют доступ к интернету. По официальным данным, спутниковые антенны, позволяющие смотреть заграничные телеканалы, имеет лишь 1% населения. И хотя более 34% белорусов подключены к кабельным сетям, в них действует цензура, трудно совместимая со свободой слова. В Белоруссии общий недельный тираж немногих независимых печатных изданий, избегающих цензуры и административных придирок, не превышает 100 тыс. экземпляров, тогда как официальный орган режима издается тиражом в 2,5 млн экземпляров.
"Мы вынуждены ходить по домам". После "оранжевой революции" операторам пришлось исключить из числа своих клиентов украинские и польские каналы. Несколько дней назад, находясь проездом в Варшаве, кандидат в президенты от оппозиции Александр Милинкевич признал: Самая большая наша проблема в том, что в отсутствие независимых СМИ мы вынуждены ходить по домам, чтобы встречаться с людьми".
Приступая на следующей неделе в радио- и телевещанию с территории Германии, Брюссель надеется таким образом "облегчить доступ к источникам информации" и "внести реальное разнообразие в белорусский информационный пейзаж". Консорциум, на который возложена эта миссия будет располагать бюджетом в 2 млн евро, а руководить им будет германская компания Media Consulta.
Проблема в том, что, помимо польского European Radio for Belarus, литовского радио Baltic Wave, а также белорусских журналистов и общественных ассоциаций, в консорциум также входит российский телеканал "Центр-ТВ". И именно это его больное место. "Всем известно, что "Центр-ТВ" подписал выгодные контракты с государственными СМИ, подчиняющимися Лукашенко, – поясняет белорусская оппозиционерка Ольга Стужинская на интернет-сайте EuObserver. – Европейская комиссия прекрасно об этом знала".
Белоруссия не может обходиться без российской экономической помощи. Аргументы Эммы Удвин, пресс-секретаря комиссара по иностранным делам Бениты Ферреро-Вальднер, согласно которой россияне будут выполнять лишь функции субподрядчиков, не убеждают ни белорусскую оппозицию, ни Польшу, которое с тревогой наблюдает за сближением между Германией и России, происходящем под предлогом общности экономических интересов. Как и Эвгениуш Смоляр, директор варшавского Центра международных отношений, польская пресса отмечает, что Брюссель боится вызвать неудовольствие Владимира Путина – человека, в котором Европейский союз нуждается как по энергетическим соображениям, так и в силу того, что он может помочь в сдерживании ядерных амбиций Ирана.
Отношения между Путиным и Лукашенко отмечены печатью двойственности. Белоруссия по-прежнему не может обходиться без российской экономической помощи, и попытки ее президента выстроить с Россией партнерские отношения оказались напрасными. Москва, вся цель которой состоит в том, чтобы восстановить экономический контроль над Белоруссией, скупив ее самые рентабельные предприятия – в частности, в энергетическом секторе, – имеет все карты на руках.
Белоруссия, импортирующая из России 90% своих энергетических ресурсов, уже была вынуждена уступить российскому "Газпрому" долю в компании "Белтрангаз", чтобы продолжать пользоваться льготным тарифом на газ (47 долларов за 1000 кубометров против в пять раз больше цены, установленной для Украины). За неимением лучшего варианта в постсоветском пространстве, тяготеющем к высвобождению из-под российской опеки, Лукашенко остается союзником, в добрых отношениях с которым Владимир Путин весьма заинтересован.
Ариэль Тедрель, "InoPressa"