В то время как либералы всего мира совещались в швейцарском Давосе, на другом конце света с небывалым успехом прошел "анти-Давос" - Международный социальный форум. Это событие неизменно становится бенефисом президента Венесуэлы Уго Чавеса. Он вновь бросил вызов Соединенным Штатам: "В этом веке мы должны похоронить империю США, чтобы во всем мире никогда не было империй", - заявил он, выступая перед делегатами Международного социального форума. Многотысячный зал ответил продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию.
История ненависти
Уго Рафаэль Чавес Фриас был избран президентом в феврале 1999 г. Соединенным Штатам выбор венесуэльского народа сразу же не понравился - Чавес, кумиром которого является южноамериканский революционер Симон Боливар, всегда выступал против "ползучего империализма" США. В отношениях между США и Венесуэлой - крупнейшим нефтедобывающим государством Латинской Америки - наступило длительное похолодание. Что, впрочем, не мешало венесуэльским нефтедобывающим компаниям исправно снабжать Последнюю Империю нефтью - до 1,5 миллионов баррелей в день.
При этом даже самые злобные недоброжелатели Чавеса не могли упрекнуть его в алчности - напротив, Венесуэла периодически устраивала "сезонные скидки" на свое черное золото, поставляя, например, в зимний период горючее для отопления домов малообеспеченных американцев по значительно сниженным ценам. США ответили Чавесу черной неблагодарностью.
В апреле 2002 г. в Венесуэле произошла попытка государственного переворота. Уго Чавес был арестован и провел 48 часов в тюрьме. И.о. президента стал бизнесмен Педро Кармона, которому, впрочем, не удалось удержать власть в своих руках. Разговоры о том, что за кулисами заговора стояли США, начались сразу же после возвращения Чавеса в президентский дворец.
Однако сам Чавес поначалу избегал резких формулировок: "Я подхожу к этому вопросу объективно. Я не могу разбрасываться обвинениями и я хочу верить, что правительство, которое так твердо поддерживает демократию, не причастно к этому деспотическому, ужасному перевороту. Очень важно прояснить эти вопросы как можно скорее", - заявил он в телеинтервью.
Вскоре американскому адвокату Еве Голингер удалось раздобыть документы, раскрывающие опасную правду: подготовка свержения Чавеса координировалась США через Агентство по международному развитию (USAID) и Национальное агентство по развитию демократии. В общей сложности на разжигание конфликта и создание нестабильности в Венесуэле было истрачено более 20 миллионов долларов.
Терпение Чавеса, судя по всему, было безгранично: даже осудив северного соседа за вмешательство во внутренние дела своей страны, он в очередной раз повторил, что желал бы иметь с США дружеские отношения, основанные на взаимоуважении. Но северный сосед, похоже, был настроен на ссору.
Весной 2005 г. популярный американский телепроповедник Пэт Робертсон призвал свою паству к физическому устранению венесуэльского президента. "Нам не нужно тратить еще $200 млрд на то, чтобы избавиться от очередного до зубов вооруженного диктатора. У нас есть целый ряд методов, которые позволяют добраться до него и покончить с ним раз и навсегда", - заявил он в телешоу "Клуб 700". В противном случае, добавил Робертсон, Венесуэла станет "стартовой площадкой для радикальных коммунистов и мусульман".
И, хотя власти США официально открестились от призывов не по-христиански кровожадного евангелиста, неприятный осадочек от выступления проповедника у Чавеса, надо полагать, остался.
Приходится признать, что США сами сделали все возможное, чтобы вылепить из президента Венесуэлы опасного и имеющего длинный счет претензий и обид врага.
Результат не заставил себя ждать.
"Терроризм, внушение ужаса другим народам и собственным гражданам является частью американской культуры", - заявил как-то Чавес, комментируя американскую традицию празднования Хэллоуина. Он считает, что угроза военной агрессии со стороны США - не миф, а тревожная реальность. В интервью газете "Washington Post" в сентябре 2005 г. он рассказал о том, что венесуэльская разведка обнаружила секретный план вторжения под кодовым названием "Бальбоа" (имя испанского конкистадора 16-го века).
"Они подсчитали даже, сколько бомб они должны будут сбросить, сколько солдат им понадобится! Но мы разработали контрплан. Я надеюсь, что агрессии все же не будет, потому что вам придется пожалеть об этом... США завоевали Ирак, но Венесуэла - не Ирак. Какую цену на нефть вы хотите получить в результате - 100 долларов за баррель?"
Выступая на Международном социальном форуме в Каракасе, он вновь затронул эту тему, призвав людей во всем мире бороться против американского доминирования и войны в Ираке. "Покончим с американской империей. Покончим с империалистической агрессией", - призвал Уго Чавес и перечислил все страны от Панамы до Ирака, в которые в разные годы направлялись американские войска.
Его активно поддержала американская "солдатская мать" Синди Шихан, чей сын, 24-летний сержант морской пехоты Кейси Шихан, погиб во время войны в Ираке. Она поблагодарила Чавеса за его борьбу за поддержание мира на всей земле, а венесуэльский президент, в свою очередь, выразил ей признательность за "начало революции в США".
Добрые слова нашлись у Чавеса не только для миссис Шихан: он также выразил сочувствие вдове пуэрториканского националиста Филиберто Охеды Риоса. 72-летний Охеда был убит в сентябре прошлого года агентами ФБР: его обвиняли в ограблении банка в 1983 г. "Это трусливое убийство, - заявил Чавес. - Да здравствует Филиберто! Будем следовать его примеру!" Он призвал вдову убитого повстанца-экспроприатора продолжить борьбу за независимость Пуэрто-Рико.
Кульминацией выступления Чавеса стал призыв создать "великий интернациональный антиимпериалистический фронт" для борьбы с США. По словам венесуэльского президента, это "развращенная, преступная, аморальная, практикующая убийства и геноцид" империя. "Битва должна развернуться во всем мире", - заявил Чавес. Собравшиеся горячо поддержали этот призыв, скандируя имя президента и поднимая на вытянутых руках плакаты с надписями "Империализм не пройдет!" и портретами Че Гевары.
Можно, конечно, сделать поправку на горячий латиноамериканский темперамент и стремление покрасоваться перед антиглобалистами со всего мира. Но есть основания предполагать, что Чавес всерьез готовится к вооруженному конфликту с США. В своем последнем телеобращении к нации он вновь обвинил США в подготовке вторжения и заявил, что Венесуэла будет закупать оружие у России и Китая. "Они (США) занимаются тем, что препятствуют или пытаются воспрепятствовать тому, чтобы мы приобрели хотя бы одну винтовку", - сказал Чавес. - "Это очень серьезный показатель того, что у них есть военные планы в отношении нас".
В то же время он заверил нацию, что Венесуэла вскоре получит необходимые стране вооружения и военную технику, даже несмотря на попытки Вашингтона воспрепятствовать этому. "Скоро начнут поступать 100 тыс. автоматов Калашникова последних модификаций, с прицелами ночного видения, большим количеством боеприпасов и подствольными гранатометами", - пообещал Чавес, добавив, что в Венесуэле также будут развернуты заводы по производству запасных частей и боеприпасов к данным видам вооружения. "Нам нравятся русские винтовки. Они защитят нашу страну, которой угрожает империя", - говорит Чавес.
Он также сообщил о том, что вскоре Венесуэла получит от России современные боевые вертолеты. Кроме того, Венесуэла может закупить в России боевые самолеты. Сейчас на вооружении ВВС Венесуэлы находится 21 истребитель F-16, закупленные в США еще в 1983 г. Каракас считает, что Вашингтон не выполняет своих обязательств по поставке запчастей для них, и готов рассмотреть вопрос о покупке китайских или российских военных самолетов.
У Соединенных Штатов достаточно причин серьезно относиться к словам президента Венесуэлы. Портреты Че Гевары не случайно появились на форуме в Каракасе: Чавес популярен у леваков Латинской Америки. Он называет своим лучшим другом кубинского лидера Фиделя Кастро и поддерживает боливийского президента Эво Моралеса, которого США считают тесно связанным с кокаиновыми наркокартелями. Моралес и Кастро поддерживают Чавеса в его стремлении сформировать "ось добра", противостоящую "оси зла" - Вашингтону и его союзникам. "Ось добра", как подчеркивают ее лидеры, проходит через экономический альянс.
С присоединением к союзу Кастро-Моралес-Чавес иранского лидера Ахмадинеджада "ось добра" может превратиться в источник постоянной головной боли для США. Объединившись, Иран и Венесуэла способны изменить расстановку сил в организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), причем самым невыгодным для США образом. Известны прецеденты, когда лидеры этих стран добивались существенного сокращения объема добычи нефти на несколько миллионов баррелей в день.
Но это было еще до создания "антиимпериалистического интернационала", в тот период, когда Чавес еще не оставил надежду на добрые отношения с США. Теперь, похоже, дело идет к войне - пусть пока холодной, экономической, но все же войне. И вполне вероятно, что Иран, в отношении которого вашингтонская администрация, под сильным влиянием Израиля, проводит жесткую, направленную на обострение, политику, с удовольствием поддержит Венесуэлу в ее противостоянии с США.
К тому же не стоит забывать о том, что нефть - не единственное оружие Чавеса. Есть еще и кока, за легализацию выращивания которой выступает его боливийский друг Эво Моралес. А в кокаиновом Эльдорадо Южной Америки - Колумбии - Уго Чавес, по заслуживающей доверия информации, поддерживает левацкие партизанские формирования РВСК-АН (Революционные вооруженные силы Колумбии - Армия Народа), контролирующие значительную часть плантаций коки и, что самое главное, располагающие лабораториями для производства кокаина и других алкалоидов. А для США наркотраффик из Южной Америки играет примерно ту же роль, что для России - афгано-таджикский героиновый путь.
Прибавим к этому влияние (в том числе, финансовое), которое Чавес оказывает на всемирное антиглобалистское движение - и получим целый арсенал средств, которыми может воспользоваться венесуэльский президент в борьбе со своим северным соседом. Конечно, любой вооруженный конфликт в зоне Карибского моря чреват серьезнейшими геополитическими осложнениями, не говоря уже о том, что второго Ирака мировая экономика, скорее всего, не выдержит.
Важно, однако, то, что Последняя Империя получила недвусмысленное предупреждение: в мире существуют силы, которые способны бросить ей вызов, не обладая при этом ядерным оружием. И даже если они пока разобщены, может наступить день, когда все, недовольные имперскими поползновениями США, встанут плечом к плечу.
Кирилл Бенедиктов, "Правда.Ру"