35-й ежегодный съезд Всемирного экономического форума (ВЭФ) стартовал 26 января в Давосе. На традиционную «давосскую неделю» были приглашены более 2200 участников из 96 стран, в том числе более 20 глав государств и правительств, 70 министров, около 1 тыс лидеров мирового бизнеса.
Основной темой разговоров и официальных заседаний Давоса в этом году стал шок и трепет перед экономическим ростом Китая и Индии. Весьма заметным стало их влияние на все – от цен на медь до развития мировой автомобильной промышленности. С восхищением и страхом смотрит мир на этих азиатских гигантов, чью поступь вскоре можно будет ощутить и на западных просторах.
Обе страны росли почти одновременно, хотя и разными темпами, их интеграция в мировую экономику была постепенной и заняла более 10 лет. Страны смогут продолжать быстро расти еще в течение еще двух десятилетий, и это, конечно, изменит экономическое равновесие в мире.
Одной из странностей Давоса-2006 было то, что присутствовало на нем довольно мало представителей стран Восточной Азии - Японии, Южной Кореи и Тайваня, на территории которых создано множество компаний, которые бросили вызов западным лидерам во многих ключевых отраслях промышленности.
Небольшое количество представителей этих восточно-азиатских и южноазиатских стран в Давосе, имеющих суммарный долг перед западом в 1,5 триллиона долларов США, резко контрастировало с наплывом участников из Индии и Китая. Довольно странным было отсутствие таких стран, как Индонезия, Бангладеш и Таиланд.
Возможно это обусловлено тем, что в нынешнем году проведение форума совпадает с лунным Новым годом, когда половина Восточной Азии не работает вовсе, а вторая половина работает в пол силы. Возможно, это было обусловлено и отношением некоторых азиатских компаний и правительств, которые считают, что ежегодный фестиваль Всемирного экономического форума – это не самый лучший объект инвестирования. Какой бы ни была причина, результат удручающий.
В обсуждении будущего мировой финансовой структуры принимали участие многие западные светила. Среди них были президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet), директор-распорядитель МВФ Родриго де Рато (Rodrigo de Rato), бывший исполнительный директор Банка по международным расчетам Эндрю Крокетт (Andrew Crockett) и Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner), глава Федерального резерва Нью-Йорка. Но из-за отсутствия азиатских владельцев большинства мировых валютных резервов обсуждение было неполноценным.
В обсуждении проблемы Ирана принимали участие американцы, британцы и один довольно прямолинейный иранский академик. Представители Запада считали само собой разумеющимся, что “весь мир” обеспокоен Ираном. Легко быть уверенным, если считать себя всем миром, пускай даже одновременно с этим боишься появления новых экономических сил.
Довольно интересный вопрос, который собирались поставить на обсуждение в ходе форума, касался пандемии хронических заболеваний, таких, как диабет и повышенное кровяное давление, уносящих десятки миллионов жизней по всему миру – в основном в развивающихся странах. Но из-за того, что почти все эксперты и аудитория форума были представителями стран Запада, это обсуждение не зашло дальше таких второстепенных вопросов Северной Америки и Европы, как продажа безалкогольных напитков и неполноценной пищи в школах.
Давос на самом деле дает большие возможности для встреч, обсуждений и новых начинаний. Даже к представителям Африки здесь стали прислушиваться намного более чутко, чем на многих международных съездах. Но что является весьма необходимым – это расширение списка участников форума.
По материалам The International Herald Tribune
Вячеслав Глембоцкий
ELCOMART Политика