• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Россия и Казахстан ограничили себя
    Опубликовано: 2005-11-16 17:42:00
    Нижние палаты парламентов России и Казахстана одновременно ратифицировали договор о границе двух государств. Оппозиция уверена, что решение поспешное и откровенно политическое, а дипломаты готовятся официально оформить 7591 километр соединяющей два государства земли.

    Казахстанский Мажилис и российская Госдума договор о ратификации государственной границы России и Казахстана утвердили фактически одновременно. Казахстанские парламентарии даже опередили российских коллег. Возможно, потому, что у президента Нурсултана Назарбаева разногласий с парламентом еще меньше, чем у Владимира Путина с Госдумой. Полностью идею ратификации договора, который главы двух государств подписали еще 18 января 2005 года, поддержала лишь «Единая Россия». Хватило бы и ее голосов, но объединившаяся в казахском вопросе оппозиция затеяла дискуссию.
     
    «Исторически и политически этот документ ошибочен», – пытался убедить своих коллег вице-спикер от фракции «Родина» («Народная воля – СЕПР») Сергей Бабурин, а другой вице-спикер – Владимир Жириновский – даже назвал ратификацию «полным предательством наших интересов», но их слова услышаны не были. Этот документ «знаменует новый этап в российско-казахстанском стратегическом партнерстве – равноправном, взаимовыгодном, отвечающем интересам двух стран», – объяснил парламентариям посол по особым поручениям российского МИДа Владимир Волков, и депутаты проголосовали. За ратификацию – 312 депутатов, 47 – были против, и двое воздержались.

    Теперь Госдуме предстоит решить намного более «простые» вопросы: устранить неизбежные бытовые и хозяйственные конфликты в приграничной зоне и найти деньги на обустройство более семи с половиной тысяч километров границы. И та и другая проблема возникнет, и решить их будет трудно – в этом уверены те, кто в среду протестовал против ратификации.

    Депутату-сибиряку, избиравшемуся в Госдуму от Алтайского края, и одному из лидеров Республиканской партии Владимиру Рыжкову проблема границы с Казахстаном знакома хорошо. Свое несогласие с ратификацией он аргументирует конкретными примерами. «Все заверения правительства о том, что граница урегулирована, что проблем не осталось, не соответствуют действительности», – заявил Рыжков.
     
    После этого парламентарий привел вполне конкретный географический пример: в приграничной зоне расположен знаменитый Катуньский заповедник, имеющий статус наследия ЮНЕСКО, ближе к Казахстану граница заповедника выходит к южному склону покрытой ледниками горы Белуха. Из одного из этих ледников, продолжает Рыжков, вытекает река Катунь, переходящая позже в Обь. Чтобы попасть к горе, необходимо пройти по тропе, проложенной по левому берегу Катуни, пока граница была не ратифицирована, российские егеря еще договаривались с казахскими пограничниками, теперь это будет невозможно. «Проложить тропу по нашему, правому берегу невозможно, – утверждает Рыжков, – там ядовитые болота и каменные осыпи – ни человек, ни лошадь не пройдут». «В случае с Катунью достаточно было перенести границу на 300 метров в сторону Казахстана, и проблема будет решена, а у меня много таких примеров», – убеждает Рыжков и объясняет, что поспешность принятия решения говорит о политическом в первую очередь характере ратификации. «В декабре в Казахстане президентские выборы, а мы привыкли делать услуги соседям перед выборами», – считает лидер республиканцев и именно этим объясняет тот факт, что ни единороссы, ни сотрудники МИДа не обратили никакого внимания на его замечания.
     
    Противники ратификации от «Родины» свою позицию объясняют не столь наглядно. «Оборудование одного километра границы стоит более двух миллионов долларов, реализация проекта российско-казахстанской границы потребует огромных денег, которые в бюджет не заложены, получается, подписались охранять границу, а охранять не можем», – объяснил Виктор Алкснис, также голосовавший против. К тому же, по словам Алксниса, раньше российские пограничники помогали охранять границу Казахстана с Узбекистаном, что помогало останавливать идущий из Афганистана поток наркотиков. Теперь российские пограничники с этого рубежа уходят, а остановить наркопоток на огромной, необорудованной границе России с Казахстаном просто невозможно. «Начинается наркоагрессия против России», – заявил Алкснис.
     
    Говорили противники ратификации и о том, что, разрешив приграничный вопрос, Казахстан резко ужесточит свою позицию по целому ряду вопросов российско-казахстанских отношений.

    Наконец, все противники ратификации указывали правительству на то, что до сих пор законодательно не решена проблема проезда россиян по территории Казахстана. Через казахские степи проходит несколько сотен километров Транссибирской железнодорожной магистрали. В начале 2005 года на границе возникло несколько конфликтов, связанных с тем, что казахстанские пограничники требовали от российских граждан загранпаспорта, чтобы они могли транзитом проехать через Казахстан. 17 мая 2005 года президенты Путин и Назарбаев решили установить для граждан двух стран режим взаимных поездок по внутренним паспортам. Решение двух лидеров было закреплено в их совместном заявлении, но ни одного официального документа по этому вопросу подписано так и не было. Парламентарии подозревают, что, решив пограничную проблему, казахстанская сторона может вновь потребовать от россиян загранпаспортов, и тогда договориться с Астаной Москве будет намного сложнее.
     
    Российский МИД претензии депутатов пока не комментирует. «Надо подождать, пока Госдума пришлет все документы, а там и будем комментировать», – заявили в департаменте информации и печати российского внешнеполитического ведомства. Таким образом, несмотря на все замечания, позиция МИДа остается такой же, как ее озвучил представлявший ведомство в Думе Владимир Волков: «Договор в полной мере отвечает российским интересам, его ратификация позволит осуществить мероприятия по укреплению режима границы с Казахстаном, не создавая при этом препятствий свободному общению граждан двух государств».

    Теперь ратификация границы входит в завершающую стадию. Документ уходит на утверждение в верхние палаты российского и казахстанского парламента: Совет федерации и Сенат, соответственно. Если и здесь проволочек не возникнет, договор останется ратифицировать лидерам двух стран.

    Илья Барабанов, Газета.Ru


    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.