Директор международных программ Центра имени Разумкова Валерий Чалый, 35 лет, считает, что зря Украина признает нежелательными лицами Константина Затулина и других российских политиков.
Как вы оцениваете ситуацию с Константином Затулиным?
— Проблема для Украины заключается в первую очередь в том, что она ищет каких-то эмоциональных, а не практических путей противодействия вмешательству в ее внутренние дела. Затулину уделяется слишком много внимания. Я считаю ошибкой запрещение на его въезд в Украину. Да и другие подобные решения относительно отдельных российских политиков.
А Затулин действительно имеет право подавать иск в суд — у нас демократическая страна. Да и решение позволить ему приехать в Киев во время рассмотрения его судебного иска тоже есть вполне обоснованным.
Часто говорят, что Украина и так долго была слишком терпеливой относительно таких, как Затулин или Жириновский...
— У нас существует запрос на такую специфическую категорию людей, как Константин Затулин или Владимир Жириновский. Нужно просто использовать их деятельность в свою пользу, а не пропагандировать ее.
Чего можно ожидать от Затулина в дальнейшем?
— Пусть сначала суд скажет свое слово. Бывали случаи, когда суды принимали решение относительно граждан России, но те их не выполняли. Например, российский журналист Михаил Леонтьев, который оскорбительно выражался по адресу жены президента Екатерины Чумаченко на российском телевидении.
Но независимо от того, каким будет решение суда, Константин Затулин использует его для саморекламы.
Каким образом решаются подобные вопросы на Западе?
— Политиков нежелательными лицами почти никогда не объявляют. Обычно такими становятся иностранные дипломаты.
Грищенко говорит, что на Западе так не делают
С точки зрения мирового опыта, право Константина Затулина обратиться после запрещения на въезд в Украину в суд выглядит странным. Так считает прежний министр иностранных дел Константин Грищенко, 53 года.
Например, если Соединенные Штаты приняли решение о запрещении на въезд для кого-то, то обжаловать это через суд практически невозможно, — говорит он «ГПУ». — Потому что если такое решение принимают, то оно является закрытым и не разглашается. Никаких объяснений или комментариев относительно этого не дают. Такая же практика существует и во многих странах Западной Европы.
В то же время экс-министр считает, что запрещение на въезд не должно применяться относительно конкретных политиков. А действия Затулина оценивает как вполне логичные:
— Наше законодательство позволяет обжаловать решение относительно запрещения на въезд. Вот Затулин и воспользовался своим правом.
Светлана СЛАБИНСКАЯ
Газета по-українськи