Интервью. По словам Гаральда Лайбрехта немецкие политики опасаются, российского давления на украинское правительство в энергетической сфере. ...
– Как, по вашему мнению, повлияет на отношения ЕС и Украины новое украинское правительство во главе с Виктором Януковичем?
– Создается впечатление, что созданием нового правительства в Украине был достигнут сомнительный компромисс. То, что отец «оранжевой революции» Виктор Ющенко назначил главой правительства именно своего главного оппонента и бывшего премьер-министра коррумпированного и недемократичного режима Кучмы Виктора Януковича, является самым серьезным ударом по демократическому развитию Украины. Хотя утверждается, что выторгованный Ющенко и Януковичем Универсал национального единства не позволит «потрясти» демократические успехи и прозападную ориентацию страны, это еще нужно доказать. В целом остается утверждать, что, к сожалению, последние события в Украине отчетливо показали, что некоторые отличительные черты постсоветской структуры, такие как олигархия и коррупция, продолжают определять украинскую политику.
– Изменилось ли в Германии и Европе мнение об Украине с тех пор, как премьер-министром стал Янукович?
– Немецкое общество наблюдает развитие событий в Украине со смешанными чувствами. После «оранжевой революции» большие надежды возлагались на успешное демократическое развитие и быстрое сближение с Западом. К сожалению, этого не произошло. Большую опасность для такой молодой демократии представляет сложная экономическая ситуация.
Вместе с тем, парламентские выборы, в ходе которых не было отмечено фальсификаций, стали для Украины успешным тестом на демократию. Мы видим также позитивные изменения в том, что касается прозрачности и свободы СМИ в Украине. Остается надеяться, что Универсал национального единства не помешает дальнейшей демократизации и ориентации Украины на Запад.
– Чего ожидает немецкий политикум от нового правительства?
– Несмотря на очень тяжелый год, который прошел после демократической революции, «оранжевый» лагерь смог получить на выборах в марте-2006 большинство голосов. Для Запада самым важным было то, что это были самые честные и свободные выборы в украинской истории. Многое зависит от того, удастся ли молодой демократии взять под контроль экономические реформы и решить вопрос с угрозой энергетического кризиса. Естественно, в настоящее время Запад хотел бы, чтобы «оранжевые» силы вокруг Ющенко получили большее влияние на развитие ситуации в Украине.
Однако последние 15 лет политическая власть распределялась между различными региональными группами. И «оранжевое» правительство Ющенко, к сожалению, также не смогло воспрепятствовать тому, чтобы устаревшие механизмы действий украинской элиты и коррупция продолжали использоваться для принятия политических и экономических решений. Новая коалиция должна сделать все для того, чтобы развеять опасения западных правительств и политиков.
– По вашему мнению, насколько устойчива демократия в Украине?
– Для такой молодой демократии, как в Украине после «оранжевой революции», особенно важно обеспечить экономическое и социальное развитие. Госпожа Тимошенко не смогла получить доверие народа из-за своей отчасти путанной экономической политики и часто диктаторской манеры поведения. Естественно, для украинской демократии является критичным, если снова и снова всплывают воспоминания о высоких темпах экономического роста во времена Кучмы, и при этом такие негативные аспекты того времени, как политические убийства и коррупция, отходят на второй план.
– Как германские политики видят роль Украины в вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы?
– Экономические позиции Украины из-за различных политических интересов внутри страны в последнее время сильно ослаблены. Чтобы ответить, какую роль играет Украина в обеспечении энергетической безопасности Европы, в первую очередь необходимо признать, что Украина в большей или меньшей степени стала игрушкой в руках России, и правительство в Киеве в настоящее время обладает весьма незначительным влиянием на энергетическом рынке. Соглашение, которое было заключено между «РосУкрЭнерго» и «Газпромом» в начале года, сильно ослабило доверие ЕС к Украине и России как к поставщикам энергии. Украинское правительство не имеет влияния на предприятие, которое контролирует весь украинский газовый импорт. В связи с этим внешнеэкономическая сфера действий Украины сильно ограничена. В Германии возникает впечатление, что «Газпром», а с ним и Путин, теперь в любое время могут усилить давление на украинское правительство. Международные инвесторы в связи с дальнейшим ростом цен теряют свое доверие. Во время немецкого председательства в ЕС, которое начинается в 2007 году, было бы желательно снова вернуться к рассмотрению вопроса об украинско-российско-немецком энергетическом консорциуме, потому что украинско-российским газовым конфликтом были затронуты вопросы обеспечения энергией не только Германии, но и большей части Европы.
– Германия способна помочь сближению Украины и ЕС?
– Вопрос больше состоит в том, в каком объеме должно быть лоббирование со стороны Германии. ЕС со своим Планом действий в рамках Европейской политики соседства показал свой интерес в интеграции Украины. Остается подождать, к каким решениям придут наблюдатели в своем первом отчете о реализации реформ, проведения которых требует европейская сторона. Интерес Европы к усиленному сотрудничеству с Украиной после формирования нового правительства подтверждается также выдвинутым ЕС в начале августа предложением о соглашении, выходящем за рамки Плана действий, имеющегося в настоящее время.
– Чего ожидать Украине от председательства Германии в ЕС в 2007 году?
– Возможностей использования немецкого председательства в ЕС для развития Украины и ее отношений с ЕС множество. Роль посредника в энергетическом конфликте допускалась бы не в последнюю очередь из-за европейских интересов в будущей энергетической безопасности. Здесь должны совпадать российские интересы по сбыту с украинскими интересами по надежному энергообеспечению. Что касается дальнейшего экономического и политического сближения Украины и Европы, тут остается в силе План действий ЕС по сближению с Украиной. Особенно важно сообща подходить к экономической интеграции Украины в европейскую зону свободной торговли. Однако предпосылкой для этого является самостоятельное осуществление Украиной устойчивой экономической реформы, которая соответствует принципам ЕС. Германия и Европа очень заинтересованы в успешном прохождении трансформационных процессов в Украине. Если это удастся — будет создан положительный пример для всего постсоветского пространства.
– Как вы оцениваете перспективы членства Украины в ЕС, НАТО, ВТО?
– Здесь позиции отличаются. Членство в ЕС и ВТО не ставится под сомнение. Однако необходимы еще некоторые реформы и, прежде всего, прозрачные экономические структуры. Членство в НАТО критически рассматривается как украинским парламентом, так и украинским народом. Это показали антинатовские протесты в Крыму летом 2006 года. Поэтому интенсификация отношений «Украина — НАТО», принимая во внимание расширение НАТО на восток, должна осуществляться очень осторожно.
– Какие перспективы имеются для Украины в рамках Европейской политики соседства?
– Европейская политика соседства нацелена на широкую экономическую и политическую интеграцию Украины в европейское пространство. Хотя на последнем саммите Украина — ЕС Украина получила статус страны с рыночной экономикой, однако этот шаг можно оценить скорее как символический акт, который должен был укрепить «оранжевые» силы. Большинство задач, которые Украина должна решить в рамках Европейской политики соседства, еще находятся перед ней. Однако большой интерес ЕС к Украине и ее развитию не в последнюю очередь подтверждается предложением главы Еврокомиссии Бениты Ферреро-Вальднер в отношении соглашения, которое выходит за рамки существующего Плана действий.
– Может ли новое украинское правителсьвтво получить приглашение к Плану действий по членству в НАТО на рижском саммите НАТО?
– Я в этом вопросе настроен очень скептически. Новая власть в первую очередь должна доказать на деле, что она серьезно относится к стабилизации демократии в Украине и к созданию свободной и социальной рыночной экономики. Естественно, Украина только из-за одного своего геостратегического положения играет особую роль в политике безопасности. ЕС заинтересован в том, чтобы на длительный период вовлечь Украину в реализацию своей политики безопасности. Однако, как уже было сказано, для этого сначала должна быть создана политическая основа. От Украины самой зависит, как быстро будет продвигаться этот для всех нас важный процесс.
Автор: Дмитрий ЯРОШ, газета "ДЕЛО"