Видимо, это манера украинских политиков – говорить от имени всего народа, не выходя из офиса своей партии.
Что не дозволено быку, дозволено Литвину. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с последними высказываниямиэкс-спикера Верховной Рады. Не пройдя в парламент нынешнего созыва, Владимир Михайлович сначала зализывал раны, затем потихоньку начал высказываться на злободневные темы - и, наконец, привычно вырядился в тогу арбитра нации и «человека над схваткой». При этом «в схватке» (а значит, и под Литвином) оказались все действующие лица политического процесса – и теперь, через полгода после выборов, от лидера Народной Партии досталось «всем сестрам по ушам».
Литвин говорит, что в Украине нет оппозиции, и в какой-то мере он прав. Если говорить о «серьезной» оппозиции, представленной собственными фракциями в Верховной Раде, на ум приходит лишь БЮТ, однако, и его оппозиционность назвать идейной не поворачивается язык. Ряды соратников Юлии Владимировны ныне столь разношерстны, а выбор объектов для критики настолько зависит от кадровых амбиций лидера блока, что о полноценной политической доктрине БЮТ говорить не приходится. Возможно, многие не согласятся, но оппозиционность БЮТ сегодня зиждется даже не на трех китах, а на простом нежелании г-жи Тимошенко претендовать на любые государственные посты, кроме должностей президента и премьер-министра. При таком раскладе все, кто поддерживает Банковую и Кабмин, неизбежно зачисляются в оппозицию к Юлии Владимировне, а сама она автоматически становится оппозиционером по отношению к действующей власти.
Исходя из этого, можно понять озабоченность Владимира Литвина: едва ли не каждый первый политик в Украине потянулся во власть, и настоящую, непримиримо бьющую по ошибкам этой власти оппозицию скоро впору будет искать с биноклем. Гибкость украинской политической элиты ныне до такой степени граничит с бесформенностью, что у постороннего наблюдателя голова пойдет кругом: «смешались в кучу кони, люди» - и никто не хочет распрямиться и уйти из этого пластилинового мира добровольно. Одна надежда на прагматичных бело-синих: понимая, что «пряников сладких всегда не хватает на всех», эти парни скоро начнут оттирать от власти партнеров послабее. Глядишь, так и сложится новая оппозиция…
Итак, во многом Литвин прав: да, партийная система в стране «разрушается», да, некоторые политические лидеры, сговорившись, «просто предали своих товарищей по партии». Но на фоне обоснованности этой убийственной критики в адрес СПУ и КПУ (это ведь на них намекает экс-спикер?) чем дальше, тем четче вырисовывается вопрос: а где в этой системе ваше место, Владимир Михайлович? От постов во власти вы гордо отказываетесь, тут ваша позиция ясна. Но, с другой стороны, о переходе в оппозицию вы не заявили. Значит, третий вариант – взгляд со стороны?
Но ведь не избавившись от бренных партийных оков, вы говорите эти мудрые слова, а с платформы лидера партии. Опять «третья сила»? Полноте, возглавляемая вами Народная партия во время минувших парламентских выборов с этой ролью не справилась, а ведь идеологическим багажом обременена не была, вся кампания велась в расчете на авторитет лидера в народных массах.
Не сложилось. А ведь разве не должно быть так: коли критикуешь других от имени партии, веди ее в оппозицию, занимай освободившуюся нишу – и подтверждай слова делом. А если хочешь быть Верховным гуру украинской политики, отряхни сперва партийный прах с ног своих…
Видимо, это манера украинских политиков – говорить от имени всего народа, не выходя из офиса своей партии. С одной стороны – понятно: и хочется поучать, попутно обещая, что дальше, мол, скажу еще больше!; и, вместе с тем, как-то колется выйти из игры, дабы иметь моральное право говорить о ее участниках.
Евгений Кузьменко, proUA