Защита прав оппозиции - дело благое. Однако для начала необходимо четко определить, что такое «оппозиция».
Летом депутаты от фракции БЮТ Валерий Писаренко, Святослав Олийнык и Андрей Портнов зарегистрировали в парламенте весьма любопытный документ. Народные избранники предложили Раде ввести уголовную ответственность за препятствование законной оппозиционной деятельности.
Согласно документу, изменения вносятся в часть 2 статьи 115 Уголовного кодекса (умышленное убийство) пунктом 8-1 «Умышленное убийство лица в связи с совершением этим лицом законной оппозиционной деятельности». Также вносится новая статья 344-1 «Препятствование законной оппозиционной деятельности». Согласно этой статье, препятствование свободному осуществлению законной оппозиционной деятельности депутатом Рады или его помощником, или требование прекратить осуществление такой деятельности или ограничить ее должны наказываться ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на такой же срок. Расследование данных дел возлагается на прокуратуру.
Появление данного документа логично. Блок Юлии Тимошенко, попав в оппозицию, пытается обезопасить себя на случай гонений со стороны власти. В то же время, в случае прохождения документа через парламент его практическая реализация может выйти за рамки очевидного смысла, который вкладывали в него создатели. Понятно, что защита прав оппозиции - дело благое. Однако для начала в политической системе необходимо четко определить, что такое «оппозиция», ну и, соответственно, круг ее деятельности.
Так, пока что отечественным законодательством понятие «законной оппозиционной деятельности» четко не установлено. Ну, а авторы не удосужились четко указать, что, по их мнению, подпадает под него. То есть фактически под эту формулировку может попасть все что угодно, начиная от митингов и заканчивая ограничением доступа к секретной информации. Более того, именно подобная размытость будет выгодна политикам, которые, вероятно, не преминут спекулировать на данной теме. Согласитесь, оппозиции будет крайне выгодно, чтобы любое ограничение деятельность депутата или его помощника подпадало под статью Уголовного кодекса.
Более того, совершенно непонятно, почему, скажем, препятствование свободному осуществлению законной оппозиционной деятельности распространяется только на депутатов Рады и помощников. Ведь, по сути, оппозиционной деятельностью занимаются далеко не только народные избранники, и подобное сегментирование выглядит нелогичным. По сути, депутаты предлагают создать своеобразную касту оппозиционеров, закрытый клуб, куда простому смертному путь будет заказан.
Кроме того, фактическая реализация данной статьи Уголовного кодекса может привести к тому, что любая деятельность, в том числе и направленная на решение чисто бизнес-интересов, может попасть под определение «законной оппозиционной». В первую очередь это может коснуться получения секретной информации, которая может использоваться как в политических, так и в личных либо в бизнес-целях. Вполне вероятно, что даже мотивированный и логичный отказ в ее получении может подвигнуть какого-то помощника нардепа к написанию заявления в прокуратуру.
Конечно, за подобный документ парламент вряд ли проголосует. Скорее всего, его отправят на доработку – уж очень много всевозможных разночтений может появиться в случае его практической реализации. В то же время, вряд ли БЮТ остановится. Скорее всего, этот законопроект – первая ласточка, с помощью которой Юлия Тимошенко и сотоварищи попробуют обезопасить себя в законодательном поле.
Андрей Косовский, proUA