Новые менеджеры ТЭК проникнутся проблемами Рината Ахметова
На прошлой неделе топливно-энергетический комплекс Украины, равно как и весь отечественный экономический сектор, принесенный в жертву Виктором Ющенко «заради консолідації нації», пережил очередную стадию кадровых перемен — были сменены руководители НКРЭ, ГП «Энергорынок» и НАК ЭКУ. Нынешнее назначение топ-менеджеров ТЭК не принесло особых неожиданностей, поскольку основная часть новых руководителей отраслей традиционно (для Украины) сформирована на основании единых политико-экономических пристрастий. Результатом кадровых ротаций стала банальная замена представителей так называемой группы «Киевэнерго» Ивана Плачкова на менеджмент System Capital Management Рината Ахметова.
Старые связи
Большинство наблюдателей утверждают, что при определении руководителя ТЭКа Виктор Янукович руководствовался (наравне с интересами Рината Ахметова) необходимостью оперативного вывода из состояния депрессии украинско-российских газовых отношений. В этой плоскости выбор нового премьер-министра кажется удачным, особенно если учесть, что Юрий Бойко, назначенный министром топлива и энергетики 4 августа, за 15 лет работы на нефтегазовом рынке (руководил Лисичанским и Кременчугским НПЗ, «Укртранснефтью», НАК «Нафтогаз України» и занимал должность первого замминистра топлива и энергетики в Кабмине Януковича 2003–2005 гг.) сумел наладить контакты с первыми лицами ТЭК стран СНГ. «Сергей Ермилов был назначен министром топлива и энергетики, чтобы решать вопросы электроэнергетики, Сергей Тулуб — проблемы угольщиков, а сейчас необходим человек, который силен в газовых вопросах. Юрий Бойко стал министром, чтобы выстроить «правильные» отношения с Россией, от которых также будет зависеть цена туркменского газа. В этом ему помогут в том числе и старые связи. Например, г-н Бойко находится в хороших отношениях с Алексеем Миллером (председатель «Газпрома». — «ДС») — у них существует общий бизнес-интерес на рынке сжиженного газа. А первым замом Юрий Анатольевич взял Вадима Чупруна, наладившего контакты с Сапармуратом Ниязовым, будучи послом Украины в Туркмении. Вряд ли новый министр сможет добиться того, чтобы цены на газ не росли, тем не менее, нам хоть будет дана возможность подготовиться к этим ценам, и, вероятно, даже частично вернуться к бартерной схеме расчетов, — поделился с «ДС» своими соображениями источник в Минтопэнерго, пожелавший остаться неназванным. — В то же время г-н Бойко не компетентен в энергетике, но, будучи амбициозным человеком, практически наверняка попытается контролировать и это направление». Но на первые посты НКРЭ, ГП «Энергорынок» и НАК ЭКУ уже назначены креатуры Андрея Клюева и Рината Ахметова, и предполагается, что НАК «Энергетическая компания Украины» будет выведена из подчинения Минтопэнерго и вновь станет управляться Кабмином. В совокупности это значительно снижает влияние г-на Бойко на энергетику.
Стратегические люди
Помимо дружественного донецким Юрия Бойко, на прошлой неделе Нацкомиссию по регулированию электроэнергетики возглавил Александр Рогозин (советник вице-премьера Андрея Клюева), пост директора ГП «Энергорынок» занял Анатолий Луцишин (директор энергокомпании «Сервис-Инвест», входящей в сферу влияния SCM), председателем НАК ЭКУ стал Игорь Глущенко (директор «Востокэнерго», контролируемой SCM). Справедливости ради стоит отметить, что в рядах Минтопэнерго нашлось место и более-менее незаангажированным старожилам отечественной энергетики. Так, заместителями министра были назначены Алексей Шеберстов и Сергей Титенко, на которых, по всей видимости, будет возложена разработка стратегии Минтопэнерго по разрешению первоочередных задач отрасли — привлечение инвестиций в тепловую генерацию и электросети, а также форсирование событий по слиянию энергосистем Украины с европейским энергетическим объединением (UCTE). Должность советника министра была предложена и правой руке Ивана Плачкова Юрию Продану, тем не менее, по данным «ДС», Юрий Васильевич от предложения отказался из-за кардинально противоположных взглядов на стратегию развития отрасли.
Прогнозируя реформы в отечественном энергорынке, практически безошибочно можно предположить, что в ближайшее время Минтопэнерго лояльно отнесется к приватизации генерирующих и энергоснабжающих компаний. «Вопрос с приватизацией генерации и облэнерго пока никто не обсуждал, потому что сейчас важнее проблема с газом. Я такое направление поддерживаю и хотел переговорить с министром по этому поводу, но он говорит: «Подожди, решим основные организационные вопросы, а потом будем заниматься этим». На мой взгляд, в каждом конкретном случае с приватизацией должно приниматься особенное решение: в зависимости от того, что это за объект, какое он имеет значение, в каком состоянии находится и т. д., — сообщил «ДС» г-н Шеберстов. — А то, что касается вопроса переподчинения НАК ЭКУ Кабмину, то это ни к чему — де-факто Кабинету Министров и так все подчинено. Этот вопрос не будет подниматься в принципе».
Сфера электроинтересов
Износ украинской генерации и электросетей достигает 80%, и обе требуют инвестиций в размерах нескольких десятков миллиардов гривень, отчего приватизационная стратегия Минтопэнерго кажется оправданной. Но, учитывая монопольное положение представителей Рината Ахметова на стратегических постах в ТЭК, гарантии того, что условия конкурсов по приватизации не будут написаны под конкретного покупателя и не позволят купить энергетику по балансовой стоимости, практически отсутствуют. Понятно, что при нынешних своих безграничных возможностях Ринат Леонидович серьезно заинтересован в повышении уровня капитализации своей компании ДТЭК (объединяет предприятия по добыче угля, генерации и поставкам электроэнергии) за счет приобретения новых объектов энергетики.
Также с большой вероятностью можно предугадать инициацию возврата к старым правилам работы энергорынка путем отмены изменений, произведенных Иваном Плачковым. Одними из самых неприятных реформ для г-на Ахметова было введение «единых тарифов», которые увеличили стоимость электроэнергии для Восточных и Центральных регионов Украины, где расположены столпы бизнеса SCM — металлургов (в среднем оплата за ток повысилась на 3–5%) и угольщиков (на 4–30%). А также изменение правил работы оптового рынка электроэнергетики — если ранее ток закупался у компаний группы тепловой генерации, предложивших наименьшую цену (к таковым относится единственная частная генерирующая компания «Востокэнерго»), то сейчас действует механизм ценовой заявки (ток приобретается у всех компаний, присутствующих на рынке, вне зависимости от его стоимости). И возврат к старым схемам работы ОРЭ может быть объяснен просто — новации, мол, не приносили никакого экономического эффекта государству.
Дмитрий Рясной, «Деловая столица»