Вернувшись на круги своя, новое правительство за короткое время успело достать из закромов призабытые задачи, которые так и не смогло завершить во время своего предыдущего правления. На этот раз на кону стоит продажа шахт, добывающих коксующийся уголь, и разработка новых газовых месторождений.
КОПАТЬ И ЕЩЕ РАЗ КОПАТЬ
С вступлением в должность главы украинского правительства регионала Виктора Януковича многих окрылила мысль о разрешении газового украинско-российского конфликта. Мол, находящаяся при власти Партия регионов, которая имеет явно пророссийскую направленность, как никто иной из украинского политикума сможет в сжатые сроки уладить все проблемы относительно «голубого» топлива с «Газпромом», которые предыдущее правительство запустило (факт налицо: энергоресурсы стали для обычного украинца на вес золота).
Учитывая доставшееся новоизбранному составу Кабинета министров от своих предшественников наследие, новые министры кинулись во что бы то ни стало исправить ситуацию. Означает ли это конец газовой войны, пока сказать сложно. Однако безошибочным будет предположение, что у нашей страны появились реальные перспективы энергетической безопасности и альтернатива российскому газу. Эта уверенность вызвана заявлением нынешнего премьер-министра о намерении украинского государства участвовать в разведке и разработке новых газовых месторождений в России, Казахстане и Узбекистане. К тому же, относительно недалеко от украинской границы расположено, по его словам, «очень интересное месторождение в Российской Федерации». Бывшие страны СССР далеко не предел: глава правительства также заявил о намерении добиваться права на получение разрешений на разработку месторождений в странах Персидского залива. Все это в перспективе может обеспечить Украину энергетическими ресурсами по оптимальным ценам.
Помимо стратегии, направленной на разработку газовых месторождений, Кабмин планирует увеличить поставки газа из Туркменистана на 4—5 млрд. кубометров в год путем реконструкции узбекских газопроводов, которые уже довольно давно, что называется, дышат на ладан. Но тут вырисовывается новая проблема: Туркменистан со следующего года уже полностью законтрактовал свой газ в российском «Газпроме». Так что диалог предстоит долгий и серьезный, и не только с президентом Узбекистана Исламом Каримовым... Важность решения этого проекта еще и в том, что 38 млрд. кубометров газа (именно столько не хватает нашей стране для удовлетворения своих потребностей) будут держать Украину в постоянной газовой зависимости.
А пока, по-видимому, цены на газ до конца 2006 года сохранятся на уровне 95 долл. за тысячу кубометров. По крайней мере, такой прогноз дает глава нашего правительства. О пересмотре украинско-российских газовых соглашений речь на данный момент не идет.
Концы с концами можно будет свести только после встречи с руководством российского газового монополиста. До октября же нынешнего года объемы газа в украинских хранилищах планируют довести до 24 млрд. кубометров. Это означает, что в сутки Украине нужно закачивать приблизительно 130 млн. кубометров.
ШАХТЫ: ПОЛНАЯ РАСПРОДАЖА
Помимо стратегии, направленной на осваивание новых газовых месторождений, украинское правительство определило курс в угольной отрасли. Так, премьер Янукович заявил о намерении инициировать продажу шахт, которые занимаются добычей коксующегося угля, украинским металлургическим холдингам. В том случае, если собственниками шахт станут именно метхолдинги, наша страна, по словам главы украинского правительства, достигнет наибольшего успеха. Конечно, при условии, что в этой цепочке будут коксохимические заводы. Ко всему прочему не исключается возможность создания вертикально интегрированных холдинговых компаний, которые будут иметь замкнутый цикл и собственные торговые дома.
Такая позиция вызвала многочисленную критику со стороны. Некоторые уверены, что такими действиями Янукович идет навстречу украинским олигархам, которые пополнят свои и без того немалые капиталовложения в ущерб Украине. Но если посмотреть на все это с другой стороны, то приватизация шахт даст возможность развивать всю отечественную угольную промышленность. На сегодняшний день, находясь под государственным оком, украинские шахты понемногу вымирают. Чтобы хоть как-то реанимировать их работу, и нужны как раз те, у кого хватит на это и сил, и желания, и в первую очередь — средств.
Этого мнения придерживается и новоизбранный министр угольной промышленности Украины Сергей Тулуб. Он уверен, что на данном этапе в украинской угольной отрасли необходимо принять меры, которые в условиях ограниченных финансовых возможностей не потребуют значительных инвестиций, но дадут толчок для развития шахт и решения наиболее острых и срочных проблем. Необходимо найти компромисс между сегодняшними вложениями в угольную отрасль и завтрашними выгодами для всей Украины. А это, в свою очередь, требует принятия неординарных решений как со стороны министерства, так и руководителей предприятий.
Если учесть тот факт, что на сегодняшний день в угольной отрасли только 30 из 165 шахт рентабельны, и они дают 49 проц. общей добычи, а 75 шахт (то есть почти половина) — дают всего лишь 9 проц. добычи и им требуется дотаций от 100 до 800 гривен на каждой тонне угля, то их продажа становится просто необходима.
Также, по словам господина Тулуба, вопрос эффективного использования производственных мощностей особенно касается 35 шахт, введенных в эксплуатацию после 1968 года, с общей проектной мощностью 60 млн. тонн и запасами около 3 млрд. тонн. Расчеты экспертов показывают, что для этой группы шахт, имеющих наименьший уровень использования производственных мощностей, увеличение его уровня до 85 проц. позволит уменьшить себестоимость продукции на 44—60 проц. и повысить прирост объема добычи за год на 10 млн. тонн.
Не нужно быть гениальным экономистом, чтобы понять, насколько важно отдать угольную отрасль в надежные руки. Это необходимо еще и для того, чтобы производительность труда шахтеров не осталась на уровне середины прошлого века, когда еще понятия не имели о высокоэффективной технике.
Но даже тогда, по словам министра углепрома, добывали 120 млн. тонн угля в год, сейчас же в лучшем случае — 88 млн. тонн. Некоторое время (с 2001-го по 2004 год), правда, в Украине наблюдалась положительная тенденция развития угольной отрасли, но и ее уже давно не осталось.
Таким образом, на сегодняшний день старая система управления данной сферой утрачена, новая же все еще не создана. Вывод напрашивается сам собой: до тех пор, пока угольная отрасль нашей страны будет находиться в подвешенном состоянии, украинской экономике ничего хорошего и перспективного не светит. Елена Будник, «CN-Столичные новости»