Директор Айя Лебби держит в ладони небольшую, но тяжелую горсть блестящих металлических пластинок. Это золото, найденное кустарными добытчиками алмазов в задней части алмазного карьера на предприятии Nimikor, принадлежащем Лебби, в восточной провинции Сьерра-Леоне.
Карьерные рабочие ничего не знают о росте цен на золото на международных рынках, их больше интересуют алмазы, поэтому они продают директору золото всего за несколько долларов.
«Люди настолько помешаны на алмазах в Сьерра-Леоне, что они не видят ценности и изобилия этого золота», - говорит Лебби.
«Они думают о ближайшем будущем, о быстром заработке от добычи одного алмаза, но в действительности потенциал добычи золота в далеком будущем огромен».
Сьерра-Леоне славится своими «кровавыми алмазами», из-за которых в 1991-2002 шла жестокая гражданская война, лицами которой стали дети-солдаты, накачанные наркотиками и искалеченные мирные жители.
Сейчас алмазы стали центром растущего послевоенного горнодобывающего сектора, но геологи говорят, что неисследованный золотой потенциал Сьерра-Леоне может быть даже больше алмазного.
Золото обнаружено на севере, востоке и юге страны, но масштабы залежей еще не известны.
До сих пор не выдаются разрешения на добычу золота, а также нет официальных экспортеров – даже не смотря на то, что в 2005 году Министерство горной добычи и полезных ископаемых отчиталось за его экспорт на 250 000 долл. США (132 000 фунтов).
Правительство говорит, что оно не знает, сколько золота производится. Но оно подозревает, что его производство и экспорт намного больше, чем по официальным данным.
«Возможно, остальное просто разворовывается», - говорит Мохамед Мансарай, глава Департамента геологических исследований.
Местная валюта
В отсутствие единой местной валюты, торговля между бедными нациями Западной Африки осуществляется при помощи золота, поскольку оно не подвержено причудливым колебаниям курса местной валюты.
У Сьерра-Леоне нет своей легкой промышленности, поэтому она покупает товары этой отрасли у соседней Гвинеи и эксперты говорят, что большая часть золота страны уходит через границу на север в качестве уплаты за них.
Это означает, что в казну не поступают налоги на экспорт, которые пригодились бы для финансирования потуг правительства перестроить страну.
Один из обозревателей сектора горной добычи сказал, что, возможно, правительство не хочет вмешиваться в такие неформальные сделки из-за боязни расстроить эту приграничную торговлю, так необходимую для удовлетворения отечественного спроса и которая кормит тысячи таких торговцев.
«Но также возможно, что торговля для некоторых людей между этими двумя странами ограничена, или что золото экспортируется из Сьерра-Леоне нелегально, что объясняет низкие показатели экспорта», - говорит этот обозреватель.
Пора битье тревогу по официальному попустительству систематического разграбления природных богатств бывшей британской колонии.
Считается, что повсеместная коррупция в правительстве является основным фактором разжигания войны, в которой повстанцы, при поддержке Чарльза Тейлора – главного полевого командира из соседней Либерии – захватили восточные алмазные месторождения.
Золото мало попадало в заголовки новостей про эту войну, но некоторые полагают, что оно сыграло такую же роль, как и алмазы в финансировании борьбы.
После того, как Сьерра-Леоне начала упорядочивать алмазную индустрию и присоединилась в 2003 к Процессу Кимберли за мирную добычу алмазов, незаконная добыча и контрабанда сократились, и официальный экспорт увеличился с 1,2 млн. долл. США в 1999 году до более 140 млн. долл. в 2005 году.
В результате послевоенная экономика росла более чем на 7% в год последние три года.
Но официальное производство золота все же отстает, причиной является недостаток порядка в нем.
«Люди все также продолжают (контрабанду золота), поскольку никаких вопросов никто не задает», - сказал Лоуренс Ндола-Мйерс, правительственный чиновник Департамента золота и алмазов, занимающийся оценкой алмазов.
Недостаток законности
Эксперты по торговле золотом говорят, что пока не будут выдаваться официальные разрешения или не будет организована закупочная контора, торговцы будут продолжать пользоваться преимуществами слабой системы, в которой отсутствуют механизмы контроля.
Узаконивание торговли сейчас рассматривается Департаментом золота и алмазов, но формальные регулирующие механизмы еще не воплощены в жизнь.
Тем временем промышленные горнодобывающие компании, которые разведывают алмазы на востоке, говорят, что они тоже находят много золота.
Ни у одной из этих компаний нет разрешений на добычу золота, и данное золото официально не экспортируется и компании до сих пор изучают залежи. Но они настроены оптимистично.
«Из того, что я увидел, можно получать пол-кило золота в день», - говорит Дэнни Лоув, металлург из Milestone Trading Ltd, южноафриканской фирмы, добывающей алмазы в округе Коно.
«Добыча золота может покрыть расходы на добычу алмазов – или мы можем стать вообще чисто золотодобывающей компанией». Инф. news.scotsman.com.
Антон Юр, корреспондент
ELCOMART News