На прошлой неделе министр экономики Арсений Яценюк заявил о намерении правительства повторить предпринятую в 2002 г. неудачную попытку консолидировать в одних руках все государственные активы в переработке, транспорте и добыче нефти. «Создание единой государственной нефтяной компании позволит государству с помощью рыночных методов оперативно влиять на нефтяной рынок и уменьшить вероятность кризисов», — пояснил свою позицию г-н Яценюк.
Консолидация государственных нефтяных активов в одной компании будет проведена за счет передачи ей всех госпакетов акций или долей в уставных фондах отраслевых предприятий. А поскольку наиболее внушительные нефтяные активы государства сосредоточились в отрасли транспорта нефти и нефтепродуктов, именно они, вероятнее всего, и станут ее основой. Костяк этой отрасли составляют государственное ОАО «Укртранснафта», владеющее всеми нефтепроводами страны, крымское Феодосийское предприятие по обеспечению нефтью и нефтепродуктами (ФПОНП), а также входящее в состав Минтопэнерго предприятие «Укртранснефтепродукт» — собственник крупнейшей в Восточной Европе сети нефтехранилищ. Государству также удалось сохранить за собой достаточно солидные активы в секторе добычи нефти и нефтяного конденсата — 100% акций нефтедобывающей НАК «Надра України», а также пакет 51%+1 акция ОАО «Укрнафта». В секторе переработки государству принадлежат 43% акций ЗАО «Укртатнафта» и 25% ОАО «НПК «Галичина».
Самым проблематичным может стать передача новой компании госпакетов «Укрнафти» и НПЗ из-за наличия среди собственников этих предприятий крупных и влиятельных частных акционеров. «Укрнафта» и НПК «Галичина» — это компании учредителей днепропетровского Приватбанка, в «Укртатнефти» ведущим акционером является российский капитал. Частные собственники давно перетянули на себя практически все управление, оставив государству роль «золотого статиста». Многие годы именно из-за этого все попытки власти сосредоточить в одних руках государственные акции оказывались безрезультатными.
Начало проектов консолидации относится к весне 2002 г. — тогда правительство Анатолия Кинаха выдвинуло идею сосредоточить нефтяные активы под крылом НАК «Нафта України». За этим проектом, похоже, стояла чистая политика. Только пришедший к власти Анатолий Кириллович этой безуспешной инициативой сумел успешно нивелировать принятое двумя месяцами ранее распоряжение экс-премьера Ющенко «О создании государственной электронной информационной базы данных «Нефть и нефтепродукты», которое, в случае дальнейшего развития, могло стать опасным для тогдашних пророссийских властей Украины. Соответствующий проект кинаховского нефтяного норматива так и не увидел свет из-за бюрократического противодействия — это, собственно, и предполагалось в начале всей сугубо внутриполитической затеи с созданием НАК «Нафта України».
Позже, в 2004 г., тогдашний президент Леонид Кучма подписал указ «О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью», которым предусматривалось создание национальной вертикально интегрированной нефтекомпании (ВИНК) — в этот период нефтяную государственную компанию собирались организовать на базе «Укрнафти», то есть в интересах контролирующего ее Приватбанка. Однако уже в сентябре того же года Леонид Кучма резко пересмотрел свои планы и решил создать ВИНК на базе НАК «Нафтогаз України». За этой попыткой консолидации также стояли частные интересы — указ главы государства буквально «под ковром» переписали ряд особо приближенных к нему «управленцев на доверии», к которым в те времена относили вице-премьера Олега Дубину и главу «Нафтогаза» Юрия Бойко, изрядно постаравшихся, чтобы экс-президент невзлюбил Приватбанк.
Консолидационной идеей увлекся и Виктор Ющенко, поручив в прошлом году «Нафтогазу» активизировать работу по созданию ВИНК. На этот раз к процессу были явно неравнодушны все тот же Приватбанк и тогдашний первый помощник Президента Александр Третьяков, по слухам, близкий к российской группе ЗАО «Нова Холдинг» (контролирует нефтекомпанию «ЭкОйл», ОАО АКБ «Трансбанк», телеканал «Тонис» и ряд крупных киевских компаний-девелоперов). Однако яростное сопротивление проекту оказала тогдашний премьер Юлия Тимошенко, которую в тот период, как ни парадоксально, украинская пресса неоднократно обвиняла «в работе на группу «Приват». В результате и эта попытка стала достойным продолжением предыдущих «консолидационных неудач».
«Частный подтекст» угадывается и в нынешних намерениях правительства. Но на этот раз тут просматриваются интересы донецкого ЗАО «Группа СКМ», которая в 2004–2005 гг. молниеносно вошла в число крупных операторов нефтяного рынка и, похоже, не собирается умеривать аппетитов к отечественной нефтянке. Во всяком случае, инициирующий ныне создание новой государственной нефтяной компании Арсений Яценюк в последние годы явно неравнодушен к интересам группы СКМ. Впрочем, сейчас нефтяные планы власти стали более глобальными — параллельно с инициативой создания государственной нефтяной компании Минэкономики взялось за разработку концепции создания стратегического резерва нефти и нефтепродуктов. Это задание вполне может быть возложено на создающуюся нефтяную компанию. Такой прием может оказаться действенным. Ведь прикрытие государственных интересов наконец позволит реализовать такую долгоиграющую идею.
Инф. Деловая столица