Достаточно посмотреть на полного энтузиазма посла России на Украине, чтобы оценить значение нынешнего поворота событий. Согласившись с кандидатурой своего пророссийского соперника Виктора Януковича на пост премьер-министра, президент Украины Виктор Ющенко отбросил последние воспоминания об "оранжевой революции", которую столь превозносят на Западе.
У главы государства был ограниченный выбор: он мог распустить Раду, парламент без прочного большинства, в котором после мартовских выборов почти постоянно имели место потасовки. Ющенко также мог согласиться с возвращением Виктора Януковича. Отдавая предпочтение второму сценарию, он сделал выбор в пользу единства страны. Новые выборы могли привести лишь к резкому накалу страстей и повысить риск дестабилизации. Для лидера "оранжевой революции", дискредитированному сегодня в глазах населения, новые выборы могли стать оскорблением.
Возвращение человека, близкого к Владимиру Путину, на пост главы правительства в Киеве не свидетельствует об изменении парадигмы, просматривающейся на протяжении двух последних лет. Следуя автократичному курсу, Россия благодаря нефтедолларам вновь обрела статус энергетической супердержавы. Виктор Ющенко, таким образом, появился в нужный момент. По мнению Москвы, он может на время снизить угрозу вступления Украины в НАТО, поскольку, как и большинство украинцев, выступает против этого шага.
Есть и более глубокие мотивы, объясняющие эффектное возвращение пророссийского лидера Партии регионов. После падения Берлинской стены посткоммунистические страны порой тешили себя иллюзиями и не выработали иммунитета против возвращения к делам политиков, близких к Москве. Украина не стала исключением. Крайне разобщенный, прозападный лагерь Ющенко уже не имел необходимых рычагов, поскольку украинцы, как и жители других стран бывшего советского блока, разочаровались в Западе, идеализированный образ которого развалился на куски. Население всегда пребывало в ожидании того, что появится западный проект масштабного "плана Маршалла", обещанный в конце 1989 года. Вместо этого в самый разгар последней суровой зимы Украине пришлось пережить перебои с газоснабжением со стороны российского соседа. Сегодня Киев знает, что его энергетическое здоровье там, где открываются и закрываются краны, – в Москве.
Стефан Буссар, Inopressa