Новый председатель парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский (фракция БЮТ) обещает сюрпризы после 25 июля. Он не исключает повторения в Украине российского сценария передачи власти под Новый год. Культура, конечно, тоже важна, но пока надо бороться. Благо Блок Юлии Тимошенко находится в оппозиции.
Владимир Александрович, фракция БЮТ не голосовала за постановление Верховной Рады о распределении комитетов. Тем не менее бютовцы согласились взять парламентские портфели. Выходит, блок "продал" революцию за посты?
— Здесь нет никакого противоречия. Мы дискутировали по данному вопросу. Лично я считаю, что оппозиция — это тоже власть, только с большим объемом контрольных функций. У парламентария есть только один способ реализации законодательных полномочий: слово. Ну и палец на кнопке. Опять же, основной "депутатский парламентский продукт" — это законы, постановления, запросы. Поэтому логика БЮТ была следующей: да, мы в оппозиции, хотя антикризисная коалиция и не является легитимной. Но все равно необходимо отстаивать свои позиции, например, в бюджетном процессе. Я как глава "культурного" комитета просто обязан добиваться увеличения ассигнований на нужды украинской культуры. А как это сделать? Только через комитет. Так что мы решили выполнять свои законные функциональные обязанности, работая в комитетах Верховной Рады, даже находясь в оппозиции.
Хотя, заметьте, когда Партия регионов была в оппозиции, а мы вроде бы при власти — хоть и ненадолго, Юлия Тимошенко была согласна отдать оппозиции 11 комитетов и даже создать дополнительные контрольные парламентские комиссии. Когда мы обсуждали проект постановления о комитетах, то уже знали, что наши возможности обрежут по полной программе. Так и вышло: БЮТ получила 6 комитетов и контрольную комиссию. Но это не означает, что раз мы взяли портфели, то теперь все будет нормально: пересядем в персональные машины, рассядемся по кабинетам и успокоимся. Вы очень быстро убедитесь в том, что портфелями нас не купишь.
Время "Х" наступит 25 июля, когда мы услышим слово Президента: или Ющенко пойдет на роспуск парламента, или подпишет представление на Виктора Януковича. В первом случае БЮТ начнет подготовку к досрочным выборам (мы уже сейчас планируем стратегию такой кампании). Во втором — Виктору Андреевичу надо самому готовиться к худшему. А мы уйдем в жесткую оппозицию. БЮТ не привыкать.
А комитеты вы вернете?
— Конечно, нет! Постановление проголосовано, мы будем работать, как положено. Хотя я не исключаю такого развития событий в парламенте, которое нас вынудит сложить мандаты, а значит, и оставить посты в ВР.
Повлияла ли на ваше решение присоединиться к распределению комитетов позиция "Нашей Украины", которая первой подала предложение по кандидатурам и смогла взять себе несколько очень лакомых "кусков" — ТЭК, Комитет по финансам и банкам?
— Конечно, повлияла. Как бы там ни было, но НСНУ остается нашим главным союзником. Я хочу верить в то, что "Наша Украина" понимает, насколько опасным для фракции является присоединение к широкой коалиции. По сути, это будет означать раскол НСНУ. Лично я не представляю, как Кендзер или Танюк могут пойти на союз с коммунистами и "регионалами".
Не считаете ли вы, что антикризисная коалиция выплатила НСНУ аванс в виде комитетов за будущее присоединение?
— Мы имеем право так думать. Для этого есть основания и аргументы. Хотя мне не хочется верить в подобный примитивный бартер. Возможно, это политическая игра… Я понимаю, что Финансовый комитет, который получил Петр Порошенко, подтолкнет его к размышлениям на тему: куда и с кем идти? Ведь еще недавно Петр Алексеевич мог получить куда более высокую должность. Только надо было вовремя идти на компромиссы, а не сегодня, когда НСНУ к этому принудили.
Говорят, что после того как кандидатуру премьера Януковича утвердят в сессионном зале, к широкой коалиции точно присоединятся несколько десятков бютовцев. Это правда?
— Убежден, что это миф. Знаете, я не принадлежу к идеализаторам БЮТ: всегда говорил и говорю, что часть депутатов из фракции выйдет. Но мой прогноз — это 10—12 человек. Не более. Большинство членов БЮТ — это руководители местных организаций партии, закалившиеся за годы оппозиции. Их ничем не испугаешь и не заманишь деньгами. Еще часть фракции твердо верит в то, что рано или поздно Юлия Тимошенко станет президентом Украины. И им за нынешнее терпение воздастся. А есть те, кто руководствуется лишь совестью и моралью, — Левко Лукьяненко, Олег Билорус, Виктор Терен. Они прекрасно понимают, что сиюминутное предательство будет равносильно политической смерти.
Знаете, что мне глубоко импонирует как "неофиту" БЮТ? Отношение к тем, кто вышел из фракции при первых трудностях. Оно спокойное, без истерики, хотя я припоминаю, как бурно мы реагировали в "Нашей Украине", когда во время спикериады-2002 ряды "НУ" покинули банкиры, проголосовавшие за Литвина. А тут и Тимошенко, и лидеры блока реагируют адекватно: вышли? Тем лучше. Будем знать, на кого рассчитывать. Более того, мы предложили всем определиться до 25 июля. По моей инициативе даже готовы устроить этим депутатам торжественные "проводы" — передадим их с рук на руки как "самое дорогое", что есть у БЮТ. Лучше сразу, поскольку потом этот процесс станет более болезненным и для самих депутатов, и для руководства фракции.
Вы вот говорите, что расставание проходит легко и приятно. Однако один из ваших бывших фракционеров рассказывал об угрозах, которые поступали в его адрес после того, как он решил присоединиться к большинству.
— Это выдумки. Конечно, будет жаль, если уйдут профессиональные парламентские бойцы — с багажом, с именем, авторитетом. А те, кто вышел сегодня, — это не потеря… Они сами несут ответственность за свое имя, биографию. Но выдумкой являются прогнозы о том, что от Тимошенко уйдут 40 депутатов. Можете меня ловить на слове.
Если вы не боитесь потерь, то почему БЮТ срочно внес проект закона, предусматривающий автоматическое лишение мандатов в случае выхода из фракции?
— Я не говорил, что мы совершенно безболезненно переживаем эти потери. Знаете, как в анекдоте про гуцула, который в горах переносит через пропасть русских туристов. С каждого — по рублю. Одного упустил в пропасть, смотрит вниз, потом машет рукой: "А Бог с ним, с тем рублем…". То есть трагедии мы не делаем. Но меня удивляет, когда кто-то говорит об угрозах. Зачем нам угрожать? Я сам всю избирательную кампанию провел "в полях" — объездил 18 западных и центральных областей и везде говорил о том, что депутат не имеет права покинуть фракцию. Был абсолютно уверен в том, что принятая нами конституционная реформа ликвидирует депутатскую миграцию. А оказалось, что ничего не изменилось! И сейчас за деньги можно перейти в любую фракцию. Поверьте, я не лукавлю. Поэтому не понимаю, почему кого-то удивляет решение БЮТ внести закон, ограничивающий "порхание" депутатов-мотыльков. Это ведь стабилизирует парламентскую жизнь!
Я сам часто шучу на тему: где занять очередь за деньгами, которые якобы платят депутатам? Так ведь никто не признается, кто крайний! Хотя в парламенте распространяется негласный прайс-лист: новичкам дают по $2 млн. за переход, а "ветеранам", имеющим опыт парламентской работы, — $6 млн. Я подошел к одному из "регионалов" и поинтересовался своей "стоимостью". Он оценивающе на меня глянул и сказал — миллионов десять. Приятно, конечно, что у меня цена такая высокая… Но знаете, я уверен: даже в ПР, где военная дисциплина, со временем все будет "размываться" и монолитность утратится. Поэтому не исключаю, что "регионалы" могут поддержать наш законопроект об ужесточении мер за выход из фракции. Я не романтик и не верю, что наш закон сразу получит поддержку зала. Но Партия регионов сегодня находится в эйфории, а завтра может оказаться в иной ситуации. И поэтому их надо убедить в правильности такого жесткого решения.
БЮТ выступает за проведение досрочных выборов. Но почему вы считаете, что ситуация через три месяца изменится в вашу пользу? Ведь в новом составе парламента будет примерно такой же расклад сил!
— Сегодня Виктор Ющенко постоянно повторяет, что премьером должен стать политик, который сможет объединить Украину. Иными словами, намекает на то, что лидер ПР на эту роль не годится. Он неприемлем ни для Киева, ни для Центральной Украины, ни для западных регионов. Но допустим, Президент все-таки вносит кандидатуру Виктора Федоровича и сессионный зал ее поддерживает. Что тогда? На мой взгляд, после избрания Януковича премьером страну ждет "белорусский вариант". Или в декабре 2006 года Президент Ющенко может "добровольно" отказаться от своих полномочий под предлогом "плохого самочувствия". Дескать, по состоянию здоровья не справляюсь с обязанностями главы государства, спасибо за внимание всем "оранжевым". Произойти это может перед Новым годом, у него на даче, в окружении определенных людей… Ющенко должен это знать и помнить о таком варианте развития событий. Потому что, к сожалению, во власть входит политическая сила, представители которой жаждут реванша. В этом случае Украина станет государством-изгоем, изолированным от внешнего мира, поскольку и законодательная, и исполнительная власть будут выступать против вступления в НАТО и интеграции в ЕС.
Возьмем другую версию: Президент, имея на это все конституционные основания, распускает парламент. Есть риск? Конечно. Но так у него хотя бы остается шанс. А в первом случае подобного шанса у Ющенко нет. Может быть или плохо, или очень плохо. Я разговаривал с представителями ПР, которые поддерживают сегодня идею об увеличении проходного избирательного барьера до 6—7%. Сами понимаете, при таком раскладе уже не будут "путаться под ногами" 45 партий. Произойдет структуризация партийной "массы", мы приблизимся к европейскому варианту двухпартийности. Я не хочу расписываться за "регионы", но думаю, что они заберут к себе верхушку Соцпартии и КПУ. И в этом случае мы действительно будем наблюдать за соперничеством двух или трех политических сил. Пока еще неясно, как поступим мы — сформируем общий список с НСНУ или пойдем самостоятельно. Необходимо провести социологические опросы и четко все просчитать. Убежден: Партия регионов уже полностью мобилизовала свой электорат, а вот у БЮТ есть резервы. Особенно в центре и на востоке Украины. Если грамотно спланировать новую избирательную кампанию, то в ВР появится устойчивое большинство и не надо будет никого переманивать, перекупать. Все станет на свои места.
А если не станет?
И парламентское большинство получит Партия регионов?
— С этим придется смириться и поставить точку. Сказать: руководите Украиной, а мы будем вас контролировать через демократические механизмы, находясь в оппозиции. Это будет нормально. Сейчас же в парламенте какая-то "каша". Нынешнее большинство не соответствует выбору людей, проголосовавших за эти силы. Посудите сами: КПУ, которая обещала воевать с олигархами, сегодня с ними сблокировалась!
Кто виноват в том, что развалилась созданная "оранжевая" коалиция?
— Отвечаю кратко и однозначно — Президент. Это его вина. Когда состоялось первое и единственное заседание "оранжевой" коалиции, мы сразу заявили, что отказываемся от пакетного голосования. За Тимошенко-премьера все высказались однозначно, а вот кандидатура спикера Порошенко вызвала сомнения. В частности, лидер СПУ сразу предупредил, что не сможет дать достаточно голосов в поддержку Петра Алексеевича. И Президенту как почетному главе НСНУ нужно было срочно заменить Порошенко на, к примеру, Безсмертного, Еханурова. Какой же он почетный лидер партии, если не имеет влияния на "Нашу Украину"? Или следующий факт: мы два месяца тянули переговоры в рамках "оранжевой" тройки", ожидая, какие еще причуды и условия появятся у Зварыча или Еханурова.
Поэтому вся вина лежит на Ющенко, который должен был управлять своей командой, приведшей его к власти. Возможностей для этого у Виктора Андреевича было достаточно. Но он ими не воспользовался. И сейчас еще не решил, как поступить. До сих пор у Ющенко нет ответа на вопрос: распускать или не распускать парламент? Мне горько это говорить — я ведь человек из его команды. Но это правда.
Вернемся к парламентским комитетам. Это судьба такая, что оппозиции традиционно "отходит" Комитет по вопросам духовности и культуры?
— Это не судьба, а отношение к культуре. Меня это не задевает. Я думаю, что таков уровень культуры украинских парламентариев. И это укор не мне, а всей власти. Хотя мы думали, что вот наконец-то пришла к власти культурная, образованная личность. Ющенко рисует, увлекается древностью, возрождает музеи, в театр ходит. Это ж все-таки не Кучма… Президент даже создал Совет при президенте по духовности и культуре. Но он пока ничего значимого не сделал. Я согласился возглавить комитет ВР для того, чтобы попытаться изменить пренебрежительное отношение к культуре. Не говорю, что будет легко — ведь на нее сегодня выделяются мизерные суммы. Я все же постараюсь добиться увеличения расходов на эту сферу, и мне очень приятно, что в комитете есть представители ПР, разделяющие такой подход. Ведь голосовать-то будут они! Мы не можем изменить ситуацию. Мы лишь в состоянии убедить большинство поддерживать наши решения. Хотя в европейских державах комитеты по вопросам здравоохранения, культуры являются ключевыми. Потому что ТЭК и без соответствующего комитета ВР будет работать…
Не кажется ли вам, что при наличии большинства, которое голосует или не голосует за предложения, значение комитетов ВР нивелируется? Кроме дара убеждения, у вас есть другие рычаги влияния на "большевиков"?
— Никаких. Мы не можем принять самостоятельно ни одного решения. Это реальность. Но ведь всю ответственность берет на себя большинство, которое голосует или не голосует за предлагаемые законы. Мы можем только аргументированно отстаивать свои позиции. И еще у оппозиции есть контрольные функции. Мы так хотим думать, но даст ли Виктор Янукович и его команда нам эти функции реализовать?
Кстати, о Януковиче. Наступил этап формирования правительства. Члены вашей фракции, сама Юлия Тимошенко согласятся на посты в исполнительной власти?
— Никогда. И не задавайте больше этого вопроса! Я отвечаю за свои слова и могу с уверенностью сказать, что Юлия Тимошенко не согласится занять пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны. И ни на какую другую должность в правительстве Януковича она тоже не согласится… Даю 100% гарантии. Возможно, кое-кому из БЮТ хотелось бы получить портфели в Кабмине, но фракция на это не пойдет. Оппозиция БЮТ должна быть "чистой", а не "конструктивной".
Будете ли вы выдвигать кандидатуру Турчинова на пост вице-спикера?
— Мы сейчас находимся в раздумьях, поскольку нет четкого ответа на этот вопрос. С одной стороны, представители большинства на словах гарантируют поддержку Турчинову. Но, тем не менее, в "пакет" с главами комитетов его кандидатуру не включили. И сам этот факт уже говорит о том, что "большевики" могут за Турчинова в ответственный момент не проголосовать. Поэтому нужно провести переговоры и получить твердые гарантии. Без них даже нечего думать выставлять кандидата от БЮТ — только людей насмешим. Голосов у БЮТ и "Нашей Украины" явно не хватит, хотя они и согласились с тем, что данная должность должна быть закреплена за членом нашего блока. Если Александр Турчинов станет вице-спикером, то он будет выполнять контрольные функции. Пока фракция не приняла решения. Думаю, если не наберется достаточного количества голосов, то никого другого предлагать не будем. Хотя в первой версии и называлась кандидатура Николая Томенко на этот пост. Но сейчас он пошел работать в Комитет по вопросам молодежи и спорта.
Когда распределяли парламентские комитеты, у вас не было ощущения, что "оранжевая" игра закончилась?
— У меня такого ощущения не было, хотя наверняка и вы, и многие избиратели нечто подобное чувствовали. Но я живу в "гуще" фракции, ощущаю коллективный настрой, психологию БЮТ. Так что у меня чувства, что "все закончено", не было. Мы не имеем права поддаваться таким настроениям, пока 5 тысяч людей, которые нас поддерживают, сидят в палатках на Майдане. Нельзя делать вид, что все нормализовалось, — это равносильно предательству своих сторонников. Подобный шаг безграмотен политически. 25 июля все станет ясно. БЮТ будет очень активен и всеми способами станет поддерживать свою оппозиционность. Большего сказать пока не могу.
Беседовали Ирина Гаврилова, Александр Юрчук , VERSII