Стабильность на газовом рынке Украины продержится только до осени. Затем газ вновь начнет дорожать. Избежать повышения цен можно, если не делать вызывающих политических движений и добиваться от России государственных гарантий по условиям обеспечения газом.
В последний день июня премьер-министр Украины Юрий Ехануров сообщил о том, что вопреки предыдущим заявлениям российской стороны цена импортного газа в третьем квартале 2006 года останется на прежнем уровне. Как подтверждение этого последовала информация от непосредственного поставщика газа на украинский рынок. «С 1 июля ”Укргазэнерго” продолжит импортировать газ по девяносто пять долларов за тысячу кубометров. Соответствующие счета уже выставлены отечественным промышленным предприятиям», — заявила компания «Укргазэнерго», дочка НАК «Нафтогаз України» и швейцарско-российского СП RosUkrEnergo. Промышленным предприятиям Украины, закупающим газ в СП «Укргазэнерго», на июль гарантировано 655 гривен за тысячу кубов.
С 1 июля для нашей страны цена на топливо не выросла до 160 долларов за тысячу кубов, как обещали в «Газпроме». При этом для других республик постсоветского пространства она поползла вверх. С июля цена российского газа для Молдавии выросла до 160 долларов за тысячу кубометров, Белоруссии сделано официальное предложение платить с начала 2007 года по 200. Сохранение нынешней цены для Украины — аванс. Оправдать его наша страна сможет, только если перестанет говорить о пересмотре существующей газовой схемы, считают специалисты. «Если госпожа Тимошенко разрушит эти соглашения, то я не исключаю, что удорожание пойдет дальше», — заявил директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Временная отсрочка
Удерживать стабильность пока удается за счет туркменского газа, поставляемого в Украину RosUkrEnergo по контракту российского «Газпрома» с Туркменистаном. К октябрю поставки топлива по этому контракту — в объеме 30 млрд кубометров — будут завершены. После этого, вероятно, цена возрастет. Сегодня ясно одно: дефицит газового баланса страны составляет примерно 10,7 млрд кубометров, и пока не известно, за счет каких средств его можно ликвидировать. Самое неприятное, что этот дефицит страна ощутит в неподходящее время — с наступлением осенних и зимних холодов.
Эксперты предрекают, что осенью Украине угрожает энергетический кризис вроде январского. Тогда недостающие объемы покрывались за счет несанкционированного отбора с экспортных магистралей, поставляющих российский газ в Европу. Повторять этот опыт никому не хочется. Правительство пытается покрыть нынешний дефицит сырья за счет поставок его из Туркменистана, однако пока без особого успеха. В декабре 2005 года наши страны договорились о поставке 40 млрд кубометров газа (по цене 50 долларов в первом полугодии и 60 — во втором). Тогда вмешался российский «Газпром» и перекупил 30 млрд кубов по более высокой цене — 65 долларов. Но оставшихся 10 миллиардов Украине хватило бы для сбалансирования спроса и предложения.
О них и шла речь во время визита в Ашхабад украинской делегации во главе с и. о. министра топлива и энергетики Иваном Плачковым, состоявшегося на прошлой неделе. Переговоры закончились неудачей. По их завершении МИД Туркмении 30 июня уведомил нашу страну, что считает утратившим силу контракт с Украиной на поставки газа в этом году. «Во время нынешних переговоров туркменская сторона предложила заключить контракт о поставках природного газа из Туркмении в Украину на четвертый квартал 2006 года по цене 100 долларов за тысячу кубов. Вместе с тем украинской стороне предложили срочно получить лицензию на транзит через территорию России туркменского газа, который будет предусмотрен этим контрактом», — говорится в сообщении МИД Туркменистана.
Очевидно, что Украина не может принять такие условия. Пролегающая через Россию труба — это главный козырь россиян в сфере ценового регулирования с Украиной. Предложенная Туркменбаши цена в 100 долларов за тысячу кубов — еще один удар по нашей экономике. К этой цифре необходимо добавить еще 48 долларов — такова плата за транзит азиатского газа до наших границ. Если Украина и Россия не согласятся на цену 100 долларов, Туркменбаши вынужден будет уступить, считают эксперты. Они полагают, что стороны могут согласиться на 80 долларов.
Согласованный передел
Прошлым летом украинское правительство усомнилось в схеме сотрудничества НАК «Нафтогаз України» с российским «Газпромом», после чего отношения сторон резко ухудшились. В результате до сих пор не подписан Протокол о поставках газа в Украину на 2006 год — такой документ ежегодно подписывается сторонами как дополнение к межправительственному соглашению. Его следовало бы подписать еще до 1 июля 2005 года, но тогда произошел срыв из-за объявленных правительством Украины намерений изменить схему поставок газа. Причина — туманное происхождение компании RosUkrEnergo, а также желание правительства перейти на денежную форму расчетов за транспортировку российского топлива. В результате баталий между Киевом и Москвой схема поставок российского газа по цене 50 долларов прекратила существование. Взамен в начале этого года запущена другая модель сотрудничества, появилась и новая цена топлива, теперь уже смешанного российско-туркменского газа, — 95 долларов. Внедрение такой модели украино-российских газовых взаимоотношений сопровождается огромными проблемами на внутреннем рынке газа.
В этом году сложилась нехарактерная для газового рынка практика: каждый месяц НАК «Нафтогаз України» закупает у «Укргазэнерго» дополнительные объемы газа по факту потребления, тогда как раньше деньги с потребителей собирались по предоплате. «Раньше за пять-шесть дней до начала следующего месяца мы предоставляли нашим контрагентам план поставок газа. Сейчас этого нет», — сообщил «Эксперту» и. о. генерального директора компании «Газ України» Иван Варга.
Особенно сложной была ситуация зимой, когда объемы потребления газа коммунальным сектором и населением значительно выше, чем летом, — до 3,5 млрд кубов в месяц (это почти в два раза больше, чем летом). За счет собственной добычи можно покрыть менее половины требуемого объема из расчета, что НАК добывает примерно 20 млрд кубометров в год. Чтобы компенсировать недостающие ресурсы, НАК пришлось покупать газ на стороне по рыночной цене, а затем передавать весь ресурс компании «Газ України» для его дальнейшей реализации потребителям (согласно действующему постановлению о порядке продажи газа, население, бюджетная сфера и теплокоммунальный сектор обеспечиваются газом из ресурсов НАК). Только за январь-февраль «Нафтогаз України» закупил у RosUkrEnergo для населения, коммунальных и бюджетных организаций 2 млрд кубометров газа по цене 95 долларов общей стоимостью примерно 190 млн долларов. Но, учитывая, что цена реализации «социального» газа накануне выборов была в несколько раз ниже рыночной, компания «Газ України» только за первые два месяца нарастила долг на сумму 410 млн долларов.
Финансовые показатели ухудшились еще и потому, что, начиная с марта, «Газ України» стал терять выгодных промышленных потребителей. После достигнутого в Москве январского ценового компромисса в разразившейся газовой войне в конце марта на украинский рынок вышел новый игрок — СП «Укргазэнерго». Конкурент получил доступ к конечному потребителю, способному платить за газ экономически обоснованную цену. А компания «Газ України» стала терять платежеспособных покупателей — всего за первое полугодие компания уменьшила объемы реализации газа промышленным предприятиям на 7 млрд кубов, а этот рынок перешел к «Укргазэнерго». К концу 2006 года объемы продаж госкомпании сократятся еще на 26 млрд кубометров.
Резкое сокращение доходов предприятия «Газ України» можно компенсировать за счет роста стоимости проданного ресурса, так как цена «социального» газа с 1 января 2007 года станет одинаковой для всех потребителей. Впрочем, с 1 июля уже можно забыть об убыточности рынка, так как цена газа для населения выросла на 80% — до 444 грн за тысячу кубов, для коммунального сектора на 79% — до 686 гривен. Важно, чтобы население и коммунальный сектор не перестали платить за использованные энергоносители из-за повышения цен. Негативные тенденции уже есть — в первом полугодии коммунальные предприятия сократили платежи за газ до 58%. Убытки ложатся на компанию «Газ України» — накопленный за январь-июнь долг уже превысил 630 млн гривен, из них 75% — это долги коммунальных предприятий Днепропетровской, Донецкой и Харьковской областей. Рост задолженности обусловлен тем, что цена газа выросла, а тарифы на коммунальные услуги остались без изменений.
Запущенную в начале года газовую модель можно критиковать, но не следует забывать, что владелец необходимого ресурса — российский «Газпром». Его глава Алексей Миллер на состоявшемся недавно газовом конгрессе в Амстердаме заявил, что в течение ближайших пяти лет компания не будет напрямую продавать газ Украине. «Газпром» также не собирается закачивать газ в украинские подземные хранилища. Этим займется «Укргазэнерго». «В Украине мало кто заметил, что во время зимнего газового кризиса Москва была переведена на резервные виды топлива. И сейчас происходит то же самое — глава ”ЕЭС России” распорядился переводить электростанции на резервные виды топлива, чтобы выполнить план по закачке газа в подземные хранилища. А у нас — провал, так как нет средств, чтобы купить газ на зиму», — говорит Иван Варга.
Газ из подземелья
Закачка газа в подземные хранилища идет с большим отставанием от графика, что ставит под сомнение обеспечение бесперебойного транзита газа в Европу и его поставки для внутренних потребителей. Западные страны обеспокоены отсутствием стратегических резервов газа в Украине. «Нас беспокоит тот факт, что Украина не закачивает газ в подземные хранилища, не создает его стратегические резервы, — заявил премьер-министр Италии Романо Проди на недавней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Москве. — Мы хотели бы избежать риска, с которым столкнулись прошлой зимой. И с нашей стороны сделаем все зависящее, чтобы обеспечить создание таких резервов».
В НАК «Нафтогаз України» даже не скрывают, что имеющийся в стране дефицит все-таки придется покрывать за счет отбора газа из транзитных магистралей. И если это произойдет, Россия вновь обвинит нашу страну в воровстве газа, а Европа будет говорить об Украине, как о ненадежном партнере, и обе будут правы. Из конфиденциальных источников известно, что в первом квартале Украина взяла из газовых магистралей 1,5 млрд кубов российского газа, предназначавшегося для экспорта в европейские страны. В январе в адрес нашей страны звучали обвинения о несанкционированном отборе газа, однако Иван Плачков тогда их опровергал. Министр во всеуслышание заявлял, что Украина потребляет из магистралей не российский, а туркменский газ. Это уже позже перестали скрывать, что газ по украино-туркменскому контракту к нам не поступает. Понимая, что ответственность за срыв поставок в Европу несет не только Украина, заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов предложил закачать газ в подземки работающим на украинском рынке совместным предприятиям с долевым участием «Газпрома» — RosUkrEnergo и «Укргазэнерго». Объем закачки должен составить не менее 16 млрд кубометров. После визита делегации НАК в Россию был подписан соответствующий протокол. «Наша делегация вернулась из Москвы, где мы согласовали дополнительные объемы, необходимые для закачки в подземные хранилища газа (ПХГ) 16,3 миллиарда кубометров сырья, чтобы выйти на двадцать три миллиарда кубометров активного газа на конец периода закачки», — сообщил председатель правления НАК Александр Болкисев.
После достигнутых договоренностей Кабинет министров сразу же обязал «Нафтогаз України» до 15 октября закачать в ПХГ более 23 млрд кубометров топлива. Из них 4,8 млрд кубометров — газ собственной добычи, 8,8 млрд кубометров — газ «Укргазэнерго», 2,8 млрд кубометров — газ RosUkrEnergo. Примерно 7 млрд кубометров газа на конец июня там уже есть — это остатки с прошлой зимы плюс закачанные в этом году объемы. Сейчас практически все участники процесса подтверждают, что запланированные объемы будут закачаны в ПХГ, но при одном условии: если действующая ныне модель газового рынка не претерпит изменений.
Объективная реальность
На международных рынках цены на газ постоянно растут, и Украине ничего не остается, как смириться с объективной мировой тенденцией. Вопрос в том, каким образом растянуть повышение цен на три-пять лет, чтобы за это время промышленность страны успела надлежащим образом подготовиться к неизбежному.
Важно научиться балансировать свои интересы с поставщиками газа — российскими и туркменскими. В противном случае Украина окажется в изоляции, и партнеры предложат газ по мировой цене. С 1 июля цена на российский газ на западной границе Украины выросла до 258 долларов за тысячу кубометров (в начале года она составляла около 233 долларов). Основой для долгосрочных контрактов «Газпрома» с западными странами является ежеквартальный базис, поэтому цена может меняться в начале каждого квартала. Для формирования цены и с Украиной точкой отсчета могут стать 258 долларов. Исходя из этого, можно легко посчитать рыночное предложение для страны: из этой цены вычесть плату за транзит по нашей территории (примерно 19 долларов), минус транзит по России, Казахстану и Узбекистану — еще 48 долларов. В итоге реальное предложение для Украины — почти 200 долларов, что в два раза меньше ныне действующей цены.
Бороться с мировой конъюнктурой — бесполезное занятие. «До последнего времени ”Газпром” практически субсидировал экономику ряда государств — бывших советских республик. И далеко не всегда мы встречаем готовность этих стран адекватно реагировать на неизбежные трудности», — заявил Алексей Миллер. Украина просто не выдержит резкого повышения цен до мирового уровня. Первый скачок цены на газ до 95 долларов показал неготовность НАК «Нафтогаз України» к работе в новых условиях. Сразу же появились долги перед RosUkrEnergo на сумму свыше 700 млн долларов.
У трех причастных к газовому бизнесу стран — России, Туркмении и Украины — нет иного выхода, кроме как сбалансировать интересы, общий вектор которых направлен в Европу. Эксперты полагают, что украинское правительство удержится от политического соблазна разорвать существующие контракты в середине года, да еще на пороге отопительного сезона. Но при этом должны быть возобновлены межправительственные переговоры с Россией, с тем чтобы восстановить механизм государственных гарантий по обеспечению газом. Действующие сегодня договоры между юридическими лицами содержат слишком большие риски нестабильности и уязвимости энергетической безопасности страны.
Наталка Прудка, Эксперт.UA