Интервью Министра иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарта Токаева газете «Комсомольская правда» 29 июня 2006 г.
Июнь 2006 года стал месяцем саммитов- инвестиционный саммит, ШОС, СВМДА. И все они прошли при активном участии Казахстана. О политической роли нашей страны с корреспондентом «Комсомолки» беседовал министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев.
- Касымжомарт Кемелевич, насколько полезны они были для имиджа и позиций нашей страны?
- Что касается СВМДА, выдвинутая президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в 1992 году инициатива стала реальным фактором современных международных отношений. Говорю об этом с большим удовлетворением, поскольку в течение 14 лет МИД напряженно работал над реализацией этого международного проекта. СВМДА – это уже «визитная карточка» нашей страны в мировом сообществе. Где бы не были глава государства или другие представители Казахстана, их собеседники считают необходимым сослаться на СВМДА как на интересный и многообещающий проект. Это действительно уникальный форум, он объединил в своих рядах основные государства азиатского континента для решения проблем безопасности и мер доверия.
- СВМДА стали называть азиатским ОБСЕ. Насколько это оправданно?
- Я бы так не сказал, хотя ОБСЕ в период с 1975 по 1994 годы тоже называлась «Совещанием». Но созданию СБСЕ предшествовала абсолютно иная ситуация: в Европе тогда было достигнуто полное понимание относительно незыблемости границ. В Азии же такая договоренность выглядит пока фантастической. Здесь совершенно другие задачи, связанные с созданием ситуации взаимного доверия.
- И эта цель была достигнута, ведь СВМДА приняло Каталог мер доверия?
- В значительно степени эту задачу удалось выполнить. Каталог мер доверия - уникальным документом, создающим серьезные предпосылки для обеспечения стабильности и безопасности в Азии. В ходе II саммита было подписано Соглашение о создании Секретариата СВМДА. Это большой шаг вперед.
- Следовательно, СВМДА все же движется в сторону организации?
- Считаю, что СВМДА должно оставаться форумом, своеобразной платформой для обмена мнениями по наиболее болезненным вопросам ситуации на континенте. Вспомните, что произошло во время первого саммита. Индия и Пакистан, находясь на грани ядерной войны, от прямых переговоров воздержались. Но через свои заявления на форуме сумели достичь понимания необходимости сохранения статус-кво и не применять вооруженные силы. А ведь ситуация в тот момент, без преувеличения, была очень серьезной. До начала саммита мне удалось переговорить с премьер-министром Ваджпаи и президентом Мушаррафом, они были настроены на продолжение конфронтации. Нельзя забывать и тот факт, что СВМДА – единственный в мире форум, где за одним столом - Иран и Израиль. Не могу не сказать об участии в процессе СВМДА России и Китая. Эти авторитетные государства ведут полезную работу в рамках форума, делая его все более привлекательным для азиатских государств. В СВМДА вступили Таиланд и Южная Корея, теперь в нем 18 стран.
- Успех уже не вызывает сомнений. В чем же все-таки его формула?
- Во-первых, инициатива была высказана в новых исторических условиях руководителем нового государства, заявившего о своей ответственности за обеспечение стабильности и безопасности в азиатском регионе. Во-вторых, Казахстан на деле показал свою приверженность миру и разоружению, отказавшись от ядерного арсенала. Это решение способствовало широкой поддержке СВМДА, в том числе со стороны ООН. В-третьих, инициатива исходила от авторитетного политика. В-четвертых, это результат упорной, последовательной и грамотной работы с нашими партнерами по реализации этой инициативы.
То, что не удалось сделать СССР, выдвигавшему идею системы коллективной безопасности в Азии, оказалось по плечу Казахстану. В 1940 году Сталин, принимая японского министра иностранных дел Фукуока, произнес оригинальную, но пророческую фразу: «Нам, азиатам, нужно держаться вместе».
- И в ШОС азиаты объединились. Но вопрос: против кого? Поговаривают, против США… Насколько такое утверждение соответствует истине?
- ШОС имеет универсальную повестку дня: борьба против терроризма, экстремизма, сепаратизма, а также торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество. Это не предполагает конфронтацию с кем-либо, в том числе США. И об этом неоднократно заявляли Путин и Ху Цзиньтао – руководители самых крупных государств-участников ШОС.
- ШОС – успешный проект, в котором Казахстан принял самое активное участие. Саммит в Шанхае стал триумфом ШОС. Но специалисты отмечают переносы в ее деятельности в сторону военной составляющей – уж очень много учений было проведено в последнее время.
- Мы настаивали на том, что ШОС должна оставаться универсальной и сбалансированной организацией. Ее мандат уникален. Считаю, что у ШОС большое будущее, все условия для полного раскрытия этой организации имеются в полном объеме. Приняты основные нормативно-правовые документы, успешно функционируют исполнительные органы - Секретариат и Региональная антитеррористическая структура, работает институт Национальных координаторов, проводятся встречи министров иностранных и руководителей других ведомств, вовлеченных в сотрудничество в рамках ШОС. Хотел бы отметить, что саммиты ШОС проводятся ежегодно, и это тоже серьезный фактор успеха этой организации. Как сказал президент, современные международные отношения уже невозможно представить без ШОС.
- Тем не менее, в ряде СМИ просочилась информация о том, что на саммите в Шанхае некоторые участники все же критиковали США, в частности, американскую концепцию «Большой Центральной Азии».
- Не скрою, эта концепция воспринимается в ШОС неоднозначно. Некоторые страны усматривают в ней попытку «внерегиональных сил» произвольно переформатировать политическую и географическую конфигурацию Центральной Азии. Высказывается также мнение, что Вашингтон пытается создать альтернативные структуры в Центральной Азии с подключением Афганистана, Пакистана и других стран.
- А какова позиция Казахстана?
- Наш приоритет – это ШОС, об этом неоднократно говорил глава государства. Что касается американской концепции, то она остается концепцией, то есть теоретической формулой и, как таковая, заслуживает обсуждения в сообществе специалистов и экспертов.
- А как быть с Декларацией, принятой в Астане, ведь там был пункт о выводе иностранных баз из Центральной Азии.
- Такой пункт там действительно был, но речь шла о выводе объектов военной инфраструктуры после завершения военной фазы операции международной коалиции в Афганистане. Базы в средне-азиатских республиках создавались для обеспечения военной операции в этой стране, но сроки их вывода не обговаривались.
- Много шума в мире наделало решение Узбекистана выдворить американских военнослужащих. Появились сообщения о переговорах с Казахстаном по размещению американской базы у нас …
- Переговоров на эту тему не было и нет. Мы еще в 2001 году информировали наших американских коллег о нежелательности такого решения, но обеспечили свободный пролет самолетов коалиции через воздушное пространство Казахстана. Но, похоже, мы отвлеклись от тематики ШОС…
- Она действительно стала популярной организацией, в ее двери стучатся ядерные государства - Пакистан, Иран. На встрече министров Вы по существу заблокировали их вступление в ШОС. Почему?
- Организация еще молодая, она нуждается в бережном отношении к себе. Следует полностью исключить всякую возможность возникновения конфронтационных тенденций в ШОС и кривотолков в отношении ее задач и целей. Нельзя превращать ШОС в бойцовский ринг или в трибуну для двусмысленных заявлений. Лейтмотив всех принимаемых в ШОС решений – многостороннее сотрудничество в соответствии с Уставом и Хартией этой организации. Но ШОС не собирается замыкаться в своем кругу. И как только будут разработаны и утверждены правовые нормы и процедуры приема новых членов, ШОС пополнится новыми государствами. Уверен, что это пойдет ей на пользу.
- Вернемся к инвестиционному саммиту. Поговаривают, что такие форумы себя изжили. На самом деле, зачем тратить деньги на приглашение людей, которые ничего не решают, но любят поговорить…
- Эту конференцию организовала очень популярная газета International Herald Tribune. Одно это делает проведение такого форума оправданным. Другое дело, нужно улучшать качественный состав участников данного форума, приглашать известных предпринимателей, аналитиков. Тогда дискуссии будут более интересными и предметными.
- Еще один актуальный вопрос - председательство Казахстана в ОБСЕ. Июньский форум под эгидой ОБСЕ по вопросам толерантности – это, надо понимать, мероприятие в поддержку нашего председательствования.
- Я не раз говорил, что в стремлении Казахстана возглавить эту организацию нет никакого шапкозакидательства. Это нормальная амбиция государства, добившегося серьезных успехов не только экономическом развитии, но и в политических реформах, нацеленных на строительство гражданского общества. Что касается международных позиций Казахстана, то их укрепление в последние годы - очевидный факт. Поэтому право нашей страны возглавить ОБСЕ большинство европейских стран воспринимает с пониманием. Недавно я был с визитом в Берлине, где обсуждался этот вопрос. Германия в лице министра иностранных дел заявила о поддержке кандидатуры Казахстана. Но необходим консенсус, то есть согласие всех государств-участников ОБСЕ. Время покажет...
- Какие еще проекты в дипломатическом портфеле?
- Мы - свидетели исторического события. Нурсултан Назарбаев приглашен на заседание «Большой восьмерки». Символично, что в год 15-летия Содружества на саммите крупнейших государств мира СНГ будет представлять именно он. Для Казахстана это более чем важное событие, ведь его руководитель представит наш народ на самом престижном международном форуме. На фоне обсуждаемых в рамках «Большой восьмерки» вопросов в качестве председателя СНГ президент Казахстана озвучит свои соображения по реформированию и перспективам интеграции в СНГ.
Готовятся визиты главы государства в США, Китай, в конце года состоится его визит в Брюссель, где пройдут переговоры с руководителями ЕС, НАТО. МИД также работает над организацией визитов президента на Ближний Восток.
Я же в ближайшее время вылечу в Вашингтон на переговоры с Кондолизой Райс и руководством администрации президента.
- Касымжомарт Кемелевич, скоро будет избран новый Генсек ООН. В зарубежных СМИ уже появились сообщения, что и о Вашей кандидатуре говорят в кулуарах ООН. Не могли бы вы прокомментировать это?
- В декларациях ШОС и СВМДА была заявлена консолидированная позиция: новым Генеральным секретарем ООН должен стать представитель Азии. Эта позиция имеет вес и должна учитываться. Потому что ее придерживаются два постоянных члена Совбеза ООН – Россия и Китай, от которых многое зависит при принятии окончательного решения. Эти государства могут наложить вето на любую неугодную кандидатуру. Но проблема в том, что Азия так и не определилась с кандидатом. На пост Генсека ООН официально претендуют представители Таиланда, Шри-Ланки и Южной Кореи. Казахстан в этом списке не значится, отсюда можно сделать простой вывод об отсутствии у меня таких амбиций. Я дорожу доверием главы государства и считаю, что мог бы принести пользу своей стране на своем посту.