Сан-Диего де Кабрутика, Венесуэла: десять лет назад этот огромный регион восточной Венесуэлы, называемый поясом Ориноко был болотами, известными своими обширными равнинами, почвой цвета охры и изнуряющей жарой.
Сегодня этот регион – источник развития многих крупнейших мировых энергетических компаний и повод для конфликтов между этими мощными фирмами и президентом Венесуэлы Уго Чавезом.
Конфликт возник из-за высоковязкой тяжёлой нефти, которая залегает в песках на глубине нескольких тысяч футов. Считается, что эта субстанция, похожая на деготь, не имеет торговой ценности.
Но в условиях очень высоких цен на нефть и развития технологий, теперь оринокской нефти страстно захотели энергетические фирмы, отчаянно борющиеся за новые источники, посокльку мировые запасы обычной светлой малосернистой нефти исчерпываются.
«Когда светлая нефть закончится, придется перейти на сверхтяжелую нефть. У нас ее много», - говорит Дарио Норма, инженер местной нефтяной установки, принадлежащей Sincor, совместному предприятию двух европейских компаний и Petroleos de Venezuela, государственному нефтяному органу.
С 2001 году три европейские многонациональные компании вместе с with Exxon Mobil, Chevron и ConocoPhillips, инвестировали около 14,5 млрд. долл. США в добычу и переработку оринокской нефти.
Хотя ежедневное производство 600 000 баррелей – это лишь малая часть потенциала пояса Ориноко; Венесуэла заявляет, что в нем содержится 235 млрд. баррелей досягаемой нефти.
Чавез, осознавая громадный потенциал пояса Ориноко и сильно желающий денег для финансирования своих социальных программ, поднял с мая плату роялти для иностранных компаний в Ориноко с 16,6 до 33,3%, что, по заявлению властей Венесуэлы, должно принести в следующем году до 1 млрд. долл. США.
Венесуэла также планирует повысить налоги для тех же международных компаний с 34% до 50%, заставляя их уступить контрольный пакет свои предприятий на Ориноко Petroleos de Venezuela, возможно к концу года.
Харизматичный популист и яростный критик Соединенных Штатов, Чавез обвиняет иностранные энергетические фирмы в разграблении богатства Венесуэлы. Но он уверен в том, что новые меры не ослабят интерес к запасам Ориноко.
«Ясно, что этот бизнес стал соблазнительной возможностью, очень выгодной для них», - сказал Марио Исэа, венесуэльский законодатель, возглавляющий комиссию по энергетике и шахтам Национальной Ассамблеи.
«Реальное влияние повышения налогов в том, что они просто буду делиться своими излишними прибылями с Венесуэлой», - сказал он. «Вот и все. Они ничего не теряют».
Но в апрельском отчете Deutsche Bank сообщал, что американские и европейские компании могут потерять несколько миллиардов долларов или больше, если Венесуэла присвоит контрольный пакет предприятий в Ориноко.
Некоторые эксперты говорят, что эти меры, скорее всего, приведут к сокращению инвестиций в регион, в котором содержится столько нефти, что если ее добыть всю, то энергетический баланс перевесит со стороны Среднего Востока к этой южноамериканской нации. Венесуэла уже является одним из ведущих поставщиков нефти в Соединенные Штаты.
Руководство Chevron и Exxon Mobil отказываются обсуждать новые меры или свои предприятия в Ориноко.
ConocoPhillips заявляет, что Венесуэла является «важной частью» бизнеса компании и что «мы продолжаем работать с правительством и партнерами по предприятиям, чтобы разумно и оперативно развивать здесь наши инвестиции».
Альберто Куирос, бывший глава Shell в Венесуэле и промышленный консультант, говорит, что энергетические фирмы привыкли работать во враждебном окружении и, скорее всего, переживут бурю в Венесуэле.
«Все эти компании ставят на длительные сроки», - сказал Куирос. «Они чувствуют, что это хорошая нефтяная страна и если они выстоят до конца, когда придется тяжело, то в конечном итоге они выиграют. Все меняется. Правительства приходят и уходят».
Борьба Чавеза и международных компаний – это лишь одна из многих битв стран-производителей нефти с Большой Нефтью, поскольку цены на энергоносители растут, мировое производство застаивается, а правительства хотят больше получать от богатых.
Эксперты говорят, что большинство традиционных мировых энергетических резервов открыто безгранично нефтяным компаниям, тогда как такие страны как Россия, Эквадор и Боливия относятся все более враждебно к их присутствию.
Поскольку их выбор сужается, международные нефтяные компании все больше переходят к разработке таких непривычных ресурсов, как битуминозные пески в Альберте, Канада.
Но добыча тяжелой нефти, консистенция которой в Ориноко аналогична жевательной резинке, очень сложна, она требует самых передовых технологий и огромных инвестиций.
В конце 1990-ых, когда цены на нефть были низкими и страны отчаянно пытались повысить производство, Венесуэла привлекала энергетически фирмы к Ориноко, предлагая им значительные уступки по налогам.
Одно из четырех совместных предприятий с Petroleos de Venezuela в Ориноко – Sincor – инвестировала 4,2 млрд. долл. США в свои мощности, включая постановку около 320 скважин и строительство башенных НПЗ в Сан-Диего де Кабрутика, где тяжелую нефть нагревают, чтобы отделить примеси.
«Здесь мы можем следить за всем заводом и вносить изменения. Это скопление скважин», - говорит Норма из фирмы Sincor, показывая на один из 13 экранов замкнутой цепи в комнате управления. «Все автоматизировано».
Густая сырая нефть разжижается растворителем так, что ее можно переправлять по трубам на 120 миль на север, к Карибской границе Венесуэлы. «Затем качество нефти повышается до более светлой и отгружается в основном в США, где ее перерабатывают в бензин и другие продукты.
Sincor, основными акционерами которой являются французская компания Total и норвежская Statoil, производит 180 000 баррелей в день.
Исэа из Венесуэлы не согласен, он говорит, что новые налоги и меры в отношении собственности честны, поскольку цены на нефть растут, а технологические и финансовые сомнения, окружавшие добычу тяжелой нефти десятилетие назад, рассеялись.
Энергетические фирмы могут получить прибыль на Ориноко даже если цены на нефть упадут до 27 долл. США за баррель, что намного ниже текущих 70 долл., утверждает он. Инф. baltimoresun.com
Антон Юр, корреспондент
ELCOMART News