Между участниками коалиционных переговоров в «формате тройки» осталось четыре несогласованные позиции, которые вошли в Протокол расхождений. Согласно проекту Договора о создании коалиции, стороны обязуются согласовать все спорные вопросы в течение двух месяцев. Однако, поскольку некоторые спорные положения касаются принципов распределения должностей и механизма работы правительства, согласовывать их придется в более сжатые сроки.
В двух дискуссионных вопросах особую позицию занимает БЮТ, в двух других — «Наша Украина».
БЮТ хочет править лично
Один из главных спорных пунктов касается механизмов контроля со стороны участников коалиции над деятельностью правительства. «Наша Украина» и СПУ предлагают, чтобы премьер-министр согласовывал дискуссионные проекты решений правительства с Советом коалиции перед их принятием. В то же время БЮТ предлагает предоставить Совету коалиции право вето на уже принятые правительством решения с их последующей отменой.
Если принять во внимание, что все решения Совета коалиции будут приниматься консенсусом, то становится понятно, что рассмотрение решений после их принятия Кабмином даст БЮТ возможность блокировать их отмену. В то же время рассмотрение решений Советом коалиции до заседания правительства дает возможность «Нашей Украине» и СПУ предотвратить их принятие.
Другим моментом, где позиция «Нашей Украины» встречает сопротивление БЮТ и социалистов, является предложение ввести перечень должностей, которые не могут занимать представители одной политической силы. Согласно модели, предложенной «Нашей Украиной», политическая сила, которая получает должность премьера, то есть БЮТ, не получит посты министров финансов, внутренних дел и юстиции. Если за Соцпартией закреплен пост первого вице-премьера, то ей не достанется портфель министра промполитики. Если «Нашей Украине» удастся закрепить за собой должность министра экономики, она не сможет претендовать на пост председателя Антимонопольного комитета. А та политическая сила, которой достанется должность министра промышленной политики, не получит пост председателя Фонда госимущества. По мнению представителя БЮТ Андрея Шкиля, «это неприемлемая формула, потому что нельзя никому ничего запрещать».
БЮТ и СПУ хотят привязать депутатов
В свою очередь БЮТ и СПУ настаивают на том, чтобы в коалиционном договоре все члены коалиции обязались поддержать закон об императивном мандате народных депутатов Украины и депутатов местных советов. Этот закон должен лишать мандатов тех депутатов, которые выступают вразрез с позицией руководства. Для лидеров БЮТ и СПУ, в составе которых появилось независимое от руководства фракции бизнес-крыло, это возможность удержать нерадивых депутатов. Как сказал член СПУ Иван Бокий, его партия поддерживает закон об императивном мандате «только для того, чтобы сохранить партийную дисциплину и не допустить развала фракции». Против положения об императивном мандате, ссылаясь на выводы Венецианской комиссии, выступает «Наша Украина». При всех расхождениях участники переговоров не теряют надежды договориться до подписания коалиционного соглашения. По словам Шкиля, остающиеся расхождения — это только «вопрос формулировок», а «нашеукраинец» Владимир Стретович сказал, что настоящий Протокол расхождений будет обнародован после подписания коалиционного договора и собрания Совета коалиции сегодня в 11.00.
Дмитрий Бондаренко, газета "ДЕЛО"