Минфин совместно с ФГИ подготовил проект правительственного постановления, прописывающего процедуру продажи земли под приватизированными объектами. Участки будут продавать с аукционов, а землю получит тот, кто заплатит больше. Владельцу предприятия, которое расположено на этом участке, могут пойти лишь на одну уступку — в случае победы на аукционе он получит возможность выплатить причитающуюся сумму в рассрочку. Пока текст документа не вынесен на утверждение Кабмина, Фонд предлагает дополнить его еще одной неприятной для собственников предприятий нормой — лишать права на рассрочку тех, кто, по мнению ведомства Валентины Семенюк, не выполняет своих инвестиционных обязательств.
Видимо, отчаявшись обеспечить казну приватизационными поступлениями в полном объеме, правительственные чиновники решились воплотить в жизнь постановление Кабмина о продаже госсобственности вместе с землей. Такое решение правительство приняло две недели назад, одновременно передав под контроль Минюста Государственный центр земельного кадастра. Минфин считает, что новые правила должны распространяться и на уже проданные предприятия, в уставном фонде которых государство еще сохраняет свое участие.
Правила продажи участков в ведомстве обещают сделать максимально прозрачными и честными. «Есть два основных правила продажи земли. Участки под предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, сможет купить любой предложивший максимальную цену на аукционе. Если речь идет о компаниях, в которых государство владеет мелким пакетом, собственник контрольного пакета сможет рассчитаться с государством по частям, но для этого он должен будет выиграть аукцион, то есть предложить максимальную цену», — рассказал министр финансов Виктор Пинзеник. По его словам, законодательно оформлять ведомственную инициативу необходимости нет. «Все это нам позволяет сделать Закон «О госбюджете-2006», — уточнил главный финансист страны.
Действительно, бюджетный закон дает возможность правительству продавать предприятия вместе с земельными участками, на которых они расположены. Однако это правило применяется лишь в отношении объектов, которые включены в «Перечень хозяйственных обществ и холдинговых компаний, государственные пакеты акций (доли) которых подлежат продаже в 2006 году», или, говоря проще, в приватизационный список. Что же касается ранее проданных предприятий, то продажа земли под ними — исключительное творчество Министерства финансов. Не отстают от него в продуцировании новаторских идей и в Фонде государственного имущества, собираясь добавить к проекту правительственного постановления еще более вредную норму. ФГИ предлагает запретить рассрочку оплаты за купленную землю для собственников компаний, не выполняющих инвестиционных обязательств. Правда, открыто объявить о своей инициативе руководитель Фонда Валентина Семенюк оказалась не готова. «Наше предложение еще не согласовано со всеми заинтересованными структурами, но, поверьте мне, когда он (Лакшми Миттал) об этом узнает, точно удавится», — сказала Валентина Петровна. Реплика г-жи Семенюк становится понятной, если учесть, что в этом году Фонд планирует продать оставшуюся госдолю «Криворожстали» в 1,74%. Так что даже если «земельный» проект постановления не будет утвержден, ФГИ сможет инициировать продажу земли под предприятием в соответствии с законом о бюджете-2006.
«Да они шутят, это же маразм, такое решение может привести к массовому переделу собственности в государстве и обвалу экономики, ведь собственник предприятия, проигравший земельный аукцион, обречен на поражение в вероятном конфликте с новым владельцем участка. Посмотрим, как правительству удастся справиться с юридическими тонкостями в данном вопросе, не затянув при этом сроков приватизации», — возмутился директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко. «До 2001 года, пока действовал старый земельный кодекс, владельцы предприятий могли получить акт постоянного землепользования, а с принятием действующего ныне кодекса — заключить договор аренды. По-видимому, правительство сможет с легкостью продать землю только под теми объектами, собственники которых не смогли получить этих документов, — ведь закон не имеет обратной силы. Впрочем, есть один нюанс. Дело в том, что в каждый отдельный договор аренды местные советы вносили свои требования — скажем, дорогу построить или школу. Если условия договора не выполняются, есть основания его расторгнуть», — объяснил советник юридической фирмы «Магистр и партнеры» Сергей Лавицкий. В свою очередь, ведущий эксперт Центра экономических исследований и политических консультаций Василий Юрчишин считает, что таким образом правительство намерено продолжить дело реприватизации. «Вы посмотрите, ведь реприватизация провалилась, а так, уже без возврата имущества в госсобственность, можно с легкостью сменить владельца», — пояснил Василий Владимирович. Нечестным по отношению к владельцам предприятий считает такое решение и советник Президента Украины по вопросам приватизации Александр Пасхавер. «Когда мы проводили массовую приватизацию, то продавали объекты без земли. Сейчас же можно продать землю, но именно нынешним собственникам, а не другим структурам», — уверен Александр Иосифович.
Инф. Деловая столица