В прошлом месяце представители ассоциации «Укркокс» сообщили о появлении на украинском рынке новой марки кокса «премиум» производства Ясиновского КХЗ и «Макеевкокса» — на 70% состоящего из угольного концентрата шахты «Красноармейская-Западная» (Донецкая обл.) и на 30% — из концентрата шахты «Распадская» (Кемеровская обл., Россия). На первый взгляд, данная новация призвана вернуть доверие металлургов к украинским углям коксующихся марок. Но за появлением этого продукта угадывается еще и соглашение двух промышленных групп.
Украинский уголь и кокс из него металлурги не очень жалуют из-за повышенной зольности, что, в свою очередь, становится причиной перманентных конфликтов в отрасли. Шахтеры требуют роста внутренних закупок углей коксующихся марок и пытаются ввести запретительные меры против импортеров. Коксохимики сетуют на неподатливость металлургов, которые предпочитают закупать кокс, произведенный из российского или польского концентрата, заявляя о более высоком качестве. Поэтому идея «скрестить» российский уголь с украинским, получив при этом некий «премиальный» вариант, многим в отрасли понравилась. На последнем балансовом совещании Минпромполитики координаторы отрасли настойчиво рекомендовали новинку к внедрению металлургам, прозрачно намекая, что привыкшие пользоваться коксом исключительно из российского концентрата отстали от новаторов не только по части технологий, но и в смысле сознательности. Новый продукт может быть детищем соглашения между группой «Донецкстали» (ранее называлась «Концерн «Энерго»), которой принадлежит шахта «Красноармейская-Западная», и ММК Ильича. На первый взгляд, заинтересованность мариупольцев в увеличении закупок угля в России выглядит странно, но, как известно, своей сырьевой базы по углю и коксу они не имеют. Зато в начале этого года получили в аренду часть мощностей принадлежащего донецксталевцам Ясиновского КХЗ.
Ранее ММК Ильича вынужден был прибегать к услугам Авдеевского КХЗ, принадлежащего Ринату Ахметову. В небольших количествах ильичевцы завозили уголь из России, отдавая заказы на переработку коксохимикам. Но за это им приходилось безропотно сносить обвинения шахтеров в презрении национальных интересов. Не все гладко складывалось и у концерна «Энерго». Обладая лишь двумя печами на «Донецксталь-МЗ», группа владела излишними мощностями по добыче угля и производству кокса. Говорят, что ЗАО «Донецксталь-МЗ» способно потребить менее четверти кокса, произведенного на двух коксохимах группы. Одно время концерн «Энерго», правда, называли главным претендентом на роль украинского угольно-коксового экспортера. Он участвует в разработке нескольких угольных месторождений Кривбасса и собирался строить терминалы по перевалке угля и кокса на берегах Балтики и Черного моря одновременно. Но, судя по всему, нынешняя нестабильность в ГМК сумела охладить пыл коксохимической группы и переориентировала ее на более приземленные проекты. В 2005 г. наблюдатели заметили, что Ясиновский КХЗ и «Макеевкокс» начали наращивать поставки на ММК, а в начале этого года батареи №5 и 6 КХЗ и вовсе оказались у мариупольского комбината в аренде. При этом говорили, что Владимир Бойко предполагал получить их в свое полное распоряжение, но вынужден арендовать без права выкупа.
Очевидно, соглашение между двумя ФПГ должно базироваться на ясных и понятных участникам постулатах: ММК Ильича, насколько это возможно, способствует увеличению потребления угля и кокса с шахт и КХЗ своих стратегических партнеров, а в перспективе получает право на выкуп либо паритетное владение сырьевыми активами. Поскольку обе стороны делали заявления о том, что их сотрудничество — долговременное, понятно, что это произойдет не сразу. Но кое-что в этом направлении уже делается. Вывод на рынок новой марки кокса из российско-украинского угля вполне может быть событием из этой цепи. Как сообщили «ДС» на ЗАО «Донецксталь–Металлургический завод», несмотря на то что «премиум» дороже обычного кокса, руководство этого предприятия приняло решение полностью перейти на новый кокс. Пока что на нем работает одна из двух печей, которой ежемесячно необходимо 25–27 тыс. т продукта. Однако после ремонта другой печи потребление возрастет в два раза и превысит 50 тыс. т. Можно предположить, что вторым крупным потребителем станут ильичевцы. Полностью на российско-украинский «премиум» ММК Ильича перейти не сможет хотя бы потому, что комбинату необходимо кокса больше, чем его способны произвести Ясиновский КХЗ и «Макеевкокс» вместе взятые. Однако вполне возможно, что используя премиальный продукт, комбинат приближается к обретению собственных сырьевых активов.
Ярослав Дмитренко, «Деловая столица»