Совсем недавно многие эксперты пророчили стране затяжной инвестиционный провал, объясняя это политической неопределенностью. Но, как оказалось, иностранного инвестора наши внутриполитические расклады волнуют не настолько, чтобы из-за них круто менять свои планы по вложению в украинский бизнес. По данным Госкомстата, прирост прямых иностранных инвестиций в январе–марте 2006 г. достиг $922 млн, почти в четыре раза превысив прошлогодний показатель за тот же период. Огорчает лишь то, что страну по-прежнему наводняют деньги из оффшоров. Власть на это смотрит сквозь пальцы. «Какая разница, откуда придут деньги, лишь бы они вливались в экономику», — поговаривал и. о. премьера Юрий Ехануров. Инвесторов могут спугнуть разве что страшилки и. о. министра экономики Арсения Яценюка, предрекающего экономический коллапс.
Финансовый сектор бьет рекорды
В целом география инвесторов, вкладывающих деньги в отечественную экономику, в январе–марте нынешнего года осталась неизменной. На первом месте по объемам вложений ($466,6 млн) оказался Кипр, резко увеличив свои показатели в сравнении с тем же периодом прошлого года ($25,7 млн). Почетное второе место заняла Великобритания с результатом $179,3 млн (в первом квартале 2005 г. — 18,5 млн). Однако не обошлось и без сюрпризов. Невиданную доселе инвестиционную активность проявили россияне, которые за три месяца инвестировали в Украину практически столько же, сколько вложили за весь 2005 г. — около $79 млн, заняв четвертое место в списке наиболее щедрых нерезидентов. Впрочем, львиная доля северных инвестиций пришлась всего на одну покупку — в начале текущего года российский Внешторгбанк приобрел 98% отечественного банка «Мрия». Сумма сделки составила $70 млн. В тот же период регистрацией финучреждения в Украине занялся и Банк Москвы, который влил в уставник своей «дочки» 19 млн грн. Россияне оказались не оригинальны в своих предпочтениях относительно вложений в нашу страну. В этом году финансовый сектор стал безусловным чемпионом по привлеченным средствам ($389,7 млн).
По предположениям аналитиков, инвестиции в финсектор обеспечили платежи Banca Intesa SpA, который еще в феврале объявил о покупке 88,1%-ного пакета Укрсоцбанка за $1,16 млрд. Правда, Италия не фигурирует в списке наиболее весомых стран-инвесторов, так что не исключено, что итальянские банкиры заводили деньги через одну из своих «дочек», разбросанных по всему миру. На втором месте по популярности оказались вложения в сектор недвижимости ($177,4 млн). «Вполне объяснимо, что инвесторов привлекают отрасли, ориентированные на внутренний рынок, которые сейчас находятся в фазе подъема. Например, жилищное строительство за первый квартал продемонстрировало прирост около 13%. Кроме того, играет роль тот факт, что этот сектор не столь зависим от политической ситуации. Конечно, есть в нем свои трудности — получение разрешений, оформление документации и т. д. Но ожидаемая рентабельность сейчас очень высока (по оценкам экспертов, она может достигать 40% годовых. — «ДС»), поэтому проблемы не останавливают инвесторов», — считает экономист Международного сектора перспективных исследований Анна Чередниченко. Хорошие показатели также продемонстрировали машиностроение ($70,6 млн), пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов ($37,3 млн).
Высокая инвестиционная динамика в начале года дает надежду, что план по привлечению денег от нерезидентов, поставленный Минэкономики на 2006 г. ($4,5 млрд), будет выполнен. Его предсказания поддерживают и независимые аналитики. «В этом году мы прогнозируем прирост прямых иностранных инвестиций около $4 млрд. Причем примерно половину этой суммы обеспечат сделки в банковском секторе», — говорит макроэкономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан.
Государство подалось на западные биржи
Инвестора могут остановить разве что страшилки, периодически звучащие из уст главного экономиста страны Арсения Яценюка. Вот и на прошедшем на минувшей неделе в Лондоне Украинском инвестиционном саммите Арсений Петрович оседлал любимого конька. «Если россияне поднимут цену на газ до $230, ВВП может уйти в минус на 6–7%, а инфляция раскрутится до 25–30%», — напророчил он собравшимся инвесторам. Впрочем, не исключено, что г-н Яценюк тем самым попросту хотел разжалобить Запад. Ибо в интервью Financial Times он призвал США и ЕС поднять тему поставок газа в Украину и Европу в ходе саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, чтобы не допустить «коллапса» экономики. То, что власть надеется на сохранение теплых чувств к нашей стране со стороны иностранных инвесторов, подтвердило правительственное послание участникам лондонского саммита. В нем Юрий Ехануров заявил, что Кабмин принял амбициозный план — в течение пяти лет увеличить в 10 раз объемы иностранных инвестиций, и что ситуация в стране и особенно желание Киева идти по пути реформ позволяют надеться на их воплощение.
Главной темой для обсуждения участников встречи был вопрос первоначальных публичных размещений акций (IРО) на международных биржах, главным образом на Лондонской. В 2005 г. ряд отечественных компаний уже сделали первые шаги в этом направлении, выпустив сравнительно небольшие доли своего капитала (5–10%) на рынок. На нынешнем саммите говорили, что на подходе IPO как минимум десятка наших компаний и банков, которые вполне реально рассматривают Лондонскую биржу как альтернативный источник инвестиций. К тому же спрос портфельных инвесторов на украинские ценные бумаги оказался большим.
Интриги в процесс привнесет выход на мировые фондовые площадки государства. Глава ФГИ Валентина Семенюк выступила на саммите с сенсационным сообщением, заявив о планах продажи на биржах мира небольших пакетов акций пяти госпредприятий. Что это за компании, Валентина Петровна не уточнила, но спрогнозировала, что полученные от реализации этих пакетов на бирже в Лондоне, Москве или, например, Токио средства позволят казне получить больше, чем от их традиционной конкурсной продажи на родине. Такой подход Киева вызвал одобрение инвесторов, и если украинское правительство согласится действовать по международным правилам и стандартам, доверие к нашей стране возрастет.
Татьяна Письменная, «Деловая столица»