Выставкой фотографий "Медицинская карта #000358" Центр современного искусства при Киево-Могилянской академии открыл серию мероприятий, посвященных чернобыльской годовщине. Самым страшным открытием для автора выставки голландца Роберта Кнота оказалось осознание того, что на территории бывшего СССР до сих пор существует не меньше десяти потенциальных Чернобылей.
Три десятка фотографий, разместившиеся в залах Центра современного искусства, в ближайшие месяцы объедут несколько стран: по инициативе движения Greenpeace работы голландского фотографа Роберта Кнота будут показаны в 44 европейских городах. То, что европейское турне проекта началось именно с Киева, вполне логично – центральную часть экспозиции составляют фотографии, объединенные в чернобыльский цикл. Никаких жанровых предпочтений у Роберта Кнота нет – фотограф с одинаковым интересом снимает и уголки полуразрушенного города Припять, и лица тех, кто, вырвавшись из Припяти, и через двадцать лет не может излечиться от рака щитовидной железы и лейкемии.
И все же чаще других в объектив Роберта Кнота попадают дети. Авторская идея читается вполне отчетливо: именно те, кто родился после техногенной катастрофы, оказываются ее главными жертвами. Как бы ни сложилась жизнь этих детей, страдающих от гидроцефалии, опухолей мозга, болезней почек или рахита, улыбнуться ни они, ни их родители даже перед фотокамерой уже не смогут никогда. Сотни потерянных жизней, миллионы несостоявшихся улыбок – шестизначный номер медицинской карты девятилетней Ани из Гомеля (именно этот номер вынесен в название всего проекта) о масштабах трагедии говорит более красноречиво, чем любая статистика.
Впрочем, сам чернобыльский цикл оказывается лишь своего рода прелюдией к той части экспозиции, которая посвящена десяткам мини-Чернобылей, разбросанных по всей территории бывшего СССР. Корреспондентская судьба Роберта Кнота сложилась так, что он сумел сделать десятки портретов людей, которые жили и продолжают жить в зараженных зонах – в окрестностях Семипалатинска, в соседстве с Сибирским химическим комбинатом, в зоне, зараженной радиоактивными отходами челябинского завода "Маяк". Когда глаз отказывается регистрировать физические уродства, начинаешь замечать, что в выражении лиц, в обреченно опущенных уголках губ у сибирских старух и припятских подростков так много общего, словно автор старательно разыскивал родственников.
Рассказ об этом интернационале мучеников был бы неполон без сопровождающих фотографии текстов голландской журналистки Антониете де Йонг. Рассказанные ею истории иногда служат просто дополнением к снимку, но чаще предлагают самостоятельный сюжет. От несовпадения того, что фиксирует камера, и того, что сообщает комментатор, возникает смысловой зазор, заполнить который теперь в силах каждый посетитель.
ЕЛЕНА Ъ-РЫБАКОВА
Инф. Кommersant.ua