Процессы реструктуризации бизнеса, наблюдающиеся сейчас во многих сегментах, грозят кардинально изменить ситуацию на рынке труда. Всеобщий дефицит персонала уже в ближайшее время трансформируется в его переизбыток, что позволит работодателям поставить точку в затянувшейся эпопее постоянного роста зарплат. В результате через непродолжительное время работодатели четко разделят своих подчиненных на по-настоящему ценные кадры и «пушечное мясо».
Новые работодатели
Отечественный рынок труда, на котором несколько лет кряду основными новостями являлись очередной рост зарплат и ужесточающийся дефицит персонала, в этом сезоне обещает преподнести сразу несколько сюрпризов. Первый из них касается изменений в списке наиболее активных работодателей. Если ранее бессменными лидерами являлись FMCG-компании, производственники и торговые предприятия, то сейчас эксперты говорят о новых претендентах на статус работодателя №1.
«С начала года заметно активизировались предприятия, работающие на строительном и газовом рынках, что объясняется реструктуризацией этих сегментов и приходом новых инвесторов», — отмечает директор агентства Promotion Сергей Криворучко. Новые владельцы строительных холдингов изменили традиционную стратегию бизнеса — вместо единичных объектов они берутся за сооружение масштабных офисных и торгово-развлекательных центров площадью в сотни тысяч квадратных метров, которые ранее в Украине строились исключительно с привлечением западных подрядчиков. Следствием такого подхода стало увеличение заказов кадровикам на подбор новых специалистов. «Чаще всего компании просят подыскать технических директоров (руководителей проектов) и руководителей объектов. В качестве соискателей они рассматривают системных менеджеров, которые досконально знают все нюансы бизнеса — от вопросов отвода земли и переговоров с местными чиновниками до поиска подрядчиков и строительных технологий, но при этом не имеют ничего общего с традиционными прорабами. Кроме всего прочего, как основное требование выдвигается знание английского. Работодатели готовы платить $3–5 тыс. в месяц руководителям объектов и $5–8 тыс. — руководителям проектов. Тем не менее найти таких специалистов очень сложно, так как опыта строительства масштабных объектов в Украине практически нет», — уверен г-н Криворучко.
Газовщики же объявили охоту на инженеров разного уровня. Наиболее ценными сейчас считаются три категории специалистов: те, которые могут участвовать в разработке новых месторождений, знают технологии хранения и транспортировки, и «продажники», готовые вести переговоры с потенциальными покупателями топлива. Предприятия оценили технический персонал в $1,5–3 тыс., а «продавцов» — в 3–5 тыс. евро, но желающие все равно не стоят в очереди. Хотя в Украине достаточно много неплохих специалистов с опытом работы в отрасли, полиглотов среди них практически нет, тогда как новые работодатели опять-таки требуют знания английского языка. Не сбавляют свои аппетиты и IT-компании. Как и в прошлом году, они расширяют штат программистов и инженеров разного уровня. Помимо профильного образования и опыта работы, от претендентов также требуется знание английского.
Кстати, в конце прошлого — начале нынешнего года количество компаний, готовых принимать на работу только тех, кто знает как минимум один иностранный язык, выросло с традиционных 20 до 60% и имеет все шансы увеличиваться в дальнейшем. Рекрутеры объясняют требовательность работодателей приходом на предприятия иностранных инвесторов и активизацией внешнеэкономической деятельности. Как следствие, каким бы жестким ни был дефицит рабочей силы, те, кто не соответствует стандартам компаний, рискуют не только не пройти кастинг, но даже не попасть в список соискателей.
Избавление от «балласта»
«Общей тенденцией рынка труда является и кардинальный пересмотр работодателями взаимоотношений с наемными работниками. Мы все чаще сталкиваемся с приглашением специалистов из-за рубежа. Такой подход перестает быть прерогативой мультинациональных компаний и мощных ФПГ. Еще одна тенденция — специализация. Специалисты с хорошим знанием узкого сегмента рынка или уникальной подготовкой могут получить значительные преимущества перед широкопрофильными коллегами», — рассказывает руководитель направления Total HR консалтингового подразделения Brain Source International Алексей Онищук.
Повышение требований к специалистам может стать одним из факторов появления на рынке «лишнего» персонала. Однако это далеко не единственная причина близящегося отсева кадров. «Дело в том, что во многие сегменты сейчас приходят стратегические инвесторы. Они намерены увеличивать свою долю на рынке, поглощая конкурентов. Об этой тенденции те, кого в ближайшее время купят, прекрасно осведомлены, следовательно, не спешат расширять штаты. Спрос на подбор специалистов со стороны небольших компаний снизился», — отмечает Сергей Криворучко. Примеры же последних сделок в разных сегментах рынка показывают, что новые инвесторы оставляют в поглощенных ими фирмах только лучших из лучших, предпочитая попрощаться с остальными.
Кроме того, образование больших холдингов с общими сбытовыми, транспортными, финансовыми структурами уменьшает общую потребность в персонале. Таким образом, пресловутый дефицит умов рискует уступить место его переизбытку. В качестве яркого примера, подтверждающего эту тенденцию, кадровики называют страховой и банковский рынки, которые в последнее время переживают период слияний и поглощений. Несмотря на приход новых инвесторов, спрос на специалистов не только не повысился, а, наоборот, снизился. «Дефицита финансистов в стране больше нет, как следствие их зарплаты уже не растут», — констатируют рекрутеры. Это не коснулось разве что топ-менеджеров страхового и банковского секторов, потребность в которых, напротив, увеличилась. Сегодня банкиров-управленцев готовы покупать за $10 тыс. в месяц, руководителей страховых компаний — за $5–10 тыс., причем это только верхушка айсберга, фигурирующая в заявках кадровикам и не учитывающая различных бонусов. В прошлом году цифры были ниже как минимум на 40%.
Армию дефицитного персонала покинули программисты, финансовые аналитики, менеджеры по продажам, помощники руководителей. Причем этот список в дальнейшем будет только расти. Как считает Алексей Онищук, в ближайшее время кардинальные изменения ждут отрасли телекоммуникаций и информационных технологий, производственный сектор. Следовательно, тенденции, которые сейчас наблюдаются на тех же финансовых рынках, скорее всего, проявятся и здесь. «Можно сказать, что достаточное количество специалистов среднего уровня есть уже практически во всех сегментах рынка. Поэтому если работодатели и станут устраивать кадровые войны, то только за лучших из лучших. В ближайшие годы определяющей на рынке труда будет борьба за таланты», — резюмирует директор HeadHunter.COM.UA Марина Маковий.
Приплачивать уже не будут
Кадровики единодушны во мнении, что время массового роста зарплат осталось в прошлом. Несмотря на инфляцию в стране, они не прогнозируют внутриотраслевых повышений ставок, когда специалист получал надбавку только за сам факт присутствия на работе. «Большинство компаний осознало, что уже попросту не может увеличивать зарплаты, поэтому пытается стимулировать персонал нематериальными методами», — отмечает г-н Онищук.
В пользу работодателей сыграет и снижение дефицита на рынке труда — в условиях конкуренции соискателей за вакансии у них есть все шансы не только удержать ставки на прежнем уровне, но и попытаться их уменьшить. Однако на наиболее квалифицированных специалистов принцип экономии не распространится — их ставки будут в разы отличаться от среднестатистических. «К примеру, средняя зарплата HR составляет $700–800, но настоящим профи готовы платить $5 тыс. и более. Это же касается топ-менеджмента — лучшие управленцы будут получать не меньше своих западных коллег», — говорит Сергей Криворучко. По его мнению, в ближайшее время армию украинских специалистов ждет жесткое расслоение на элиту и середнячков, первые из которых имеют все шансы увеличить свои доходы, а вторые — в лучшем случае будут довольствоваться сегодняшними ставками.
Людмила Ксенз
Инф. «Деловая столица»