С 11 апреля кардинально меняются правила лицензирования игорного бизнеса. Раньше лицензии на «организацию и содержание» тотализаторов и игорных заведений всего за 255 грн. выдавали местные власти, а игровые автоматы не лицензировались вообще. Теперь же лицензированием всех азартных игр займется Минфин, а лицензия будет стоить EUR150 тыс. Потеря контроля над рынком, емкость которого только по игровым автоматам оценивается в миллиарды гривень, не оставила равнодушными местные власти. Например, в Киеве горадминистрация попыталась оставить в своих руках право выдавать разрешения на размещение таких заведений. О том, как сами «продавцы азарта» оценивают передел рынка, «Эі» рассказал президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Сергей Третьяков.
— Как Вы оцениваете Порядок размещения игорных заведений в столице, принятый Киевсоветом 9 марта?
— Во-первых, этот Порядок уже нелегитимный. После последних изменений законодательства азартные игры на игровых автоматах лицензируются Минфином. Т.е. выдавать лицензии, а значит, и определять соответствующие условия будет министерство. И хоть эта мера (введение лицензий.— Авт.) и запоздала минимум на шесть лет, попытку Киевсовета вмешаться в дела министерства я считаю бесперспективной. Во-вторых, Порядок может вступить в конфликт с условиями действующих договоров аренды площадей... Хотя это может трактоваться как форс-мажорное обстоятельство.
— Какие действия предпримет в итоге игорный бизнес?
— Представители ООО «Порыв», которому принадлежит торговая марка «Метро-Джекпот», например, говорят, что если требования горсовета законные, они уйдут из метро. А если нет, то будут работать там до окончания договора аренды. В целом, пока операторы не в состоянии оценить Порядок, так как документа еще никто не видел, а по нашим данным, он принят только «за основу».
Однако мое мнение другое: депутаты просто не имели права принимать такой документ.
— Вы намерены оспаривать Порядок в суде?
— Наша ассоциация обязательно туда обратится, если он все-таки появится. К великому нашему сожалению, это не первый документ, который ассоциация будет отменять через суд...
— Что означает передача полномочий по лицензированию Минфину?
— Никто никаких полномочий не передавал. До настоящего момента лицензированием деятельности по проведению азартных игр не занимался никто. Шесть лет лицензии выдавались только на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений. Они стоили 255 грн. на пять лет и выдавались местными администрациями. Сумма в 255 грн. рассчитывалась как админзатраты органов лицензирования. Но, выдавая лицензии на содержание игорных заведений, местные власти полностью выпустили из виду саму игорную деятельность. За шесть лет они ни разу не предложили свои условия лицензирования азартных игр. Хотя нет. Для корректности следует отметить, что в 2002-2003 годах Киевгорадминистрация выпустила два проекта лицензионных условий. Но первый документ был отменен прокурором города Киева, а второй — апелляционным судом. Кстати, один из них содержал в себе «знаменитый» пункт, который обязывал каждого владельца игорного бизнеса иметь страховой фонд в сумме максимального выигрыша и класть его на депозит только в банк «Хрещатик»... В общем, все инициативы городских чиновников — это, мягко говоря, попытка нажиться.
— Николай Георгиевский, замглавы КГГА утверждал, что Вы, будучи замглавы Госкомпредпринимательства, отменили лицензирование игровых автоматов, а спустя пять лет заняли пост председателя ассоциации деятелей игорного бизнеса. Насколько справедливы эти обвинения?
— Все эти популистские выступления киевских чиновников имеют целью отвести обвинения в бездеятельности от себя. Сначала они способствовали появлению большого количества игровых автоматов, а теперь пытаются найти виновных на стороне. За шесть лет КГГА ничего не сделала, но при этом более полутора сотен лицензий выдала. И это при отсутствии хоть каких-нибудь условий! Что же касается обвинений непосредственно в мой адрес, то я отправил письмо в горадминистрацию о том, что в соответствии с действующим на то время законодательством, игровые автоматы лицензированию не подлежат. Это было 13 апреля 2001 года. За это время, если что-то в нем было неправильно, можно было неоднократно опротестовать его или просто передать в прокуратуру. Кстати, мною с целью реальной защиты малого и среднего бизнеса аналогичных писем было подписано много, и ни одно из них не было опротестовано. А что касается упомянутого замглавы, то я, с целью защиты моей деловой репутации, подал 13 марта на него в суд. Там и продолжим разговор.
— Сколько будет стоить лицензия на азартные игры?
— 150 тыс. евро в гривнях на пять лет. Но это еще не все. Согласно Закону «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», кроме лицензии надо ежегодно покупать торговый патент на каждый автомат (стоимостью 4,2 тыс. грн.), бильярдный стол (1,8 тыс. грн.), рулетку (192 тыс. грн.). Собирать эти деньги будут, как и раньше, налоговые службы. В 2005 году только от патентов местные бюджеты получили почти 420 млн. грн., один Киев — 120 млн. грн. Кстати, стоимость патентов с 1998 года выросла в шесть раз. Последний раз она повышалась в 2003 году в 1,5 раза.
— Насколько нам известно, новая стоимость лицензии должна быть прописана в Законе «О лицензировании...». Но правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» (№8208) пока только подан на рассмотрение в Верховную Раду...
— Да, этот законопроект как раз был призван убрать вопрос возможного двойного лицензирования. Ведь сейчас, согласно Закону «О лицензировании...», лицензию на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений по-прежнему надо получать в местных администрациях. Напомню, она стоит 255 грн. на пять лет. Согласно постановлению правительства, с апреля лицензию должен выдавать Минфин. Называться она будет — «лицензия на организацию и проведение азартных игр», стоимостью EUR150 тыс. Если не внести изменения в Закон «О лицензировании...», все получат старые лицензии за 255 грн. и окажутся правы, говоря, что у них есть государственное разрешение на работу (кроме игровых автоматов — они подлежат лицензированию по новым правилам). То есть у нас опять возникнет двоевластие, а суды будут тянуться годами. При этом государство может потерять 0,5 млрд. грн. доходов от лицензий в год.
— Сколько «старых» лицензий выдано на сегодня? Что с ними теперь будет?
— Сегодня действует примерно полторы тысячи лицензий на содержание тотализаторов и игорных заведений. При этом количество заведений и их филиалов в четыре раза больше — порядка 5,5 тыс. Выдано более 81 тыс. торговых патентов на игорный бизнес. Однако данные, которыми мы располагаем, дают нам основания говорить, что приблизительно 2/3 рынка игорной индустрии находится в «тени».
— Сколько лицензий может быть выдано после принятия изменений к Закону «О лицензировании...»?
— Рынок после введения нового вида лицензирования и повышения платы существенно изменится. Скорее всего, компании укрупнятся. Поскольку заплатить сразу около миллиона гривень не все смогут. Предположительно, после принятия изменений в Закон «О лицензировании...» будет выдано всего 250-350 лицензий.
— Остальные уйдут в тень?
— Вполне возможно. Ведь уход в тень провоцируется. Сегодня 60% игровых автоматов по Украине — это нелегальный бизнес, работающий без лицензий и без патентов. Это создает негативный имидж игорному бизнесу в целом. По нашим данным, количество торговых патентов на игорное оборудование (автоматы, столы, бильярд, кегельбан и т.п.) постоянно растет: с 36 тыс. в 2002 году до 81 тыс.— в 2005-м. Реально же автоматов в два-три раза больше, где-то около 220 тыс. Зачастую предприниматель покупает патент на два автомата, а содержит десять.
— Сколько денег от игорного бизнеса получает бюджет?
— В прошлом году Киев получил порядка 121 млн. грн. только от торговых патентов. А в бюджеты всех уровней поступило около 0,5 млрд. грн. Если удастся навести порядок в игорном бизнесе, т.е. создать условия, при которых все получат торговые патенты и лицензии, эта цифра может вырасти до 1-1,2 млрд. грн. в год.
— Какова рентабельность игорного бизнеса?
— К сожалению, цифру я назвать не могу. Но это очень рентабельный бизнес.
— Вы можете назвать годовой оборот рынка игорного бизнеса?
— Этот рынок никогда не исследовался. Я могу только сказать со слов наших операторов, что за год можно окупить стоимость игрового автомата в $2 тыс., в зависимости от региона и места расположения. То есть приблизительно можно предположить, что чистые доходы от игровых автоматов в среднем по Украине составляют 100-200 млн. грн. Думаю, что к концу года можно будет получить более или менее реальную цифру (тут речь явно идет только о 81 тыс. легальных автоматов. А если учесть, что всех автоматов в стране более 220 тыс., то только прибыль «автоматчиков» можно оценить примерно в $0,5 млрд., а обороты — во многие миллиарды гривень.— Ред.).
Персона
Сергей Третьяков родился в 1950 г. В 1973-м окончил Киевский политехнический институт, кандидат технических наук. Работал в Институте кибернетики АН УССР, в Институте робототехники Минавтопрома СССР. В 1995-1996 гг.— первый зампредседателя Лицензионной палаты при Минэкономики, с 1996-го по 2000 г. — председатель Лицензионной палаты Украины. С 2001-го по 2005 г. — зампредседателя Госкомпредпринимательства. С 2005 г. — президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса, советник премьер-министра Украины, член Совета предпринимателей при Кабинете министров. Женат, одна дочь.
Ассоциация
Украинская ассоциация деятелей игорного бизнеса создана в 1998 г. Членами ассоциации являются компании: «Экстрема — Украина» (г. Винница), «Альянс — игры и развлечения» (г. Киев), «Одрекс» (г. Одесса), «Фан Гейм» (г. Киев), «Ройал Лтд» (г. Львов), «Порыв» (г. Киев), «Ukraine Leisure Company» (г. Киев), «Макси — Геймз» (г. Киев), «Купидон» (г. Каменец-Подольский).
Рынок
По данным Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса, на сегодняшний день рынок Украины (легальный сектор) насчитывает от 75 до 81 тыс. игровых автоматов (в России — 310 тыс.). Спрос на игровые автоматы постоянно растет, в среднем на 3,7% ежегодно, опережая темпы роста потребности в казино и букмекерских конторах. Как заявил в конце 2005 г. Владимир Цендровский, президент украинского фонда «Украинская Фундация», собственники игровых автоматов только в Киеве зарабатывают до 3 млрд. грн. в год.
Кстати
До начала лета в Москве будут закрыты более 500 игорных заведений, которые нарушают городской закон, регламентирующий работу казино и залов игровых автоматов. Об этом сообщил в эфире телеканала ТВЦ заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе, по словам которого более 80% из 1,3 тыс. подобных заведений в Москве функционируют с нарушением соответствующего порядка. «В апреле-мае более 500 из них будут закрыты», — отметил г-н Орджоникидзе, добавив, что игорные клубы «полностью будут выведены из 25-метровой зоны от метро, а также с улиц, из магазинов и временных павильонов». По его словам, несмотря на то, что городской бюджет из-за закрытия игорных заведений потеряет более 2,5 млрд. руб., столичные власти продолжат эту деятельность.
В ноябре 2005 г. Мосгордума приняла закон, запрещающий размещать игорные заведения в жилых зданиях, медицинских учреждениях, на рынках, в магазинах, в помещениях предприятий общепита и бытового обслуживания, в зданиях авто-, железнодорожных и речных вокзалов, речных портов, аэропортов, в метро, в подземных и надземных пешеходных переходах. Запрещается размещение объектов игорного бизнеса в помещениях детских садов и школ.
Елена РОМАНЮК
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»