Реакцией на крупнейшую во Франции забастовку стала инициатива правительства сесть за стол переговоров с профсоюзами. Кабинет де Вильпена готов отказаться от «Договора о первичном контракте». Председатель парламентской фракции нижней палаты правящего во Франции «Движения за Народный Союз» Бернар Аккуайе обратился с письмом к студенческим, предпринимательским организациям и профсоюзам с предложением «встретиться, и выслушать их предложения по поводу содержания закона»....
В комментарии «ДЕЛУ» Александр Чукаев, редактор близкого к профсоюзам парижского «Radio Liberte», выразил мнение, что теперь тактика властей будет заключаться в том, чтобы элегантно отказаться от собственного детища — законопроекта, сохранив при этом реноме солидных политиков. «Правительство будет стараться повторить трюк двухлетней давности. Тогда правительству Жан-Пьера Раффарена, предложившему «Закон о трудовом стаже», также пришлось пойти на попятную под давлением профсоюзных манифестаций. В конце концов, чтобы сохранить фасон, тот злополучный законопроект сами же власти задвинули куда-то подальше и дружно о нем забыли», — говорит Чукаев.
Неудачная ставка
Эксперты связывают уступку властей с динамикой роста масштабов последних акций профсоюзов. 4 апреля в 190 городах Франции на улицы вышло более трех миллионов человек, мобилизованных общенациональной профсоюзной коалицией. Массовые демонстрации показали, что избранная властями тактика в отношении протестующих — упорно игнорировать все происходящее, изматывая тем самым противника — не принесла ожидаемого эффекта. Уместно вспомнить, что год назад за счет такой тактики кабинету министров удалось вопреки недовольству профсоюзов провести в чем-то аналогичный «Закон о найме для мелких и средних предприятий». Накануне демонстраций 4 апреля во французской прессе было много спекуляций на тему того, что профсоюзы не смогут долго держать активистов вместе. Однако эти прогнозы не оправдались.
Лидер одной из протестующих организаций «Всеобщей конфедерации труда» Бернар Тибо назвал 4 апреля «историческим днем» для профсоюзов, добавив, что отныне у них есть «джокер» — возможность устроить новую массовую манифестацию.
Скандальный «Договор о первичном контракте», который должен регулировать молодежный рынок труда и условия найма выпускников, включал в себя ряд либеральных положений, вошедших в силу 1 марта. Предложения давали возможность работодателям увольнять молодых сотрудников без надлежащих оснований. Это и стало причиной забастовок студентов и лицеистов. Позже — 18 марта, ряды протестующих пополнили «взрослые» профсоюзные организации.
Автор: Олег ПЕТРОВ
Газета «ДЕЛО»