Нынешнее правительство видит развитие горнодобывающей отрасли таким же, как и его предшественники.
На минувшей неделе украинские власти обнародовали содержание очередного концептуального документа своей экономической политики — Закона Украины «Об общегосударственной программе развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года». Складывается впечатление, что этот первый со времен независимости «базовый горнодобывающий закон» должен стать в один ряд с недавно принятой правительством Энергетической стратегией на 2006–2030 гг. Но подписанный Президентом Виктором Ющенко Закон почти не отличается от одноименного законопроекта, который был принят украинским парламентом в первом чтении в 2003 г. по представлению правительства экс-премьера Януковича.
Суть предложений правительственной команды того времени состояла в необходимости принятия Верховной Радой долгосрочного закона, по которому ведущие учреждения горнодобывающей отрасли (прежде всего тогдашнее Минэкоресурсов и НАК «Надра Украины») получали бы право стабильного финансирования из казны проектов по разведке и освоению новых месторождений полезных ископаемых. Эта инициатива бывшей украинской власти поначалу имела вид законопроекта №1166 от 05.06.02 г. «О программе развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года», который разработало правительство Анатолия Кинаха. Затем Кабмин Виктора Януковича попытался доказать парламенту необходимость принятия Программы, однако ряд её положений смутил законодателей, и в мае 2003 г. они одобрили законопроект лишь в первом чтении. Необходимость принятия закона удалось доказать уже правительству Юрия Еханурова, и в феврале 2006 г. он был окончательно одобрен депутатами. Кабинет Еханурова, как и правительства экс-премьеров Кинаха и Януковича, остановился на одинаковой цифре госассигнований на развитие всего горно-промышленного комплекса — 3,4 млрд грн. и сумме привлечения внебюджетных средств — 5,2 млрд грн.
Реальные изменения были внесены лишь в нефтегазовую часть Программы, причем большинство корректив отобразило новую статистику официально признанных запасов нефти и газа. По нынешнему закону, общие подсчитанные ископаемые запасы углеводородов в Украине признаны на уровне 9,32 млрд т, тогда как согласно законопроекту 2003 г. они составляли 8,41 млрд т. Общие «узаконенные» запасы газа в нашей стране утверждены в объеме 7,4 млрд куб. м, нефти — 1,6 млрд т (ранее соответственно 6,1 млрд куб. м и 1,7 млрд т). Количество остаточных неразведанных запасов углеводородов по нынешнему закону значительно увеличилось в сравнении с 2003 г. — с 4,9 млрд т до 5,4 млрд т. Наиболее заметное и, пожалуй, единственное существенное изменение, которое было внесено Кабинетом Еханурова в Программу, коснулось задач бюджетного финансирования разведки месторождений газа и нефти. По сравнению с законопроектом 2003 г. их планируется сократить чуть ли не в три раза — до 1,6 млрд грн. Если ранее перед бюджетом и геологами ставилась задача обеспечить к 2010 г. прирост запасов нефти на 99 млн т, а газа — на 319 млрд куб. м, то согласно ныне принятому закону эти показатели сокращены соответственно до 21 млн т и 145 млрд куб. м. А деньги?
В остальном нынешние украинские власти не привнесли в Программу ничего нового. Более того, правительство не удосужилось даже откорректировать ряд явно устаревших положений «горнодобывающей стратегии». Наиболее ярко это выражено в «урановой» части Программы. В предыдущей ее редакции, разработанной в 2003 г., при средневзвешенных мировых ценах на урановую руду в пределах $40–$50/т предлагалось законодательно установить, что добыча этого сырья на самых старых украинских метросоматитовых рудниках Ватутинский, Мичуринский и Центральный при себестоимости в $30–$40/т является нерентабельной. Однако на протяжении 2004–2005 гг. цена рудного концентрата урана на мировых рынках выросла до $90–$95/т, а в ныне подписанной Президентом Программе добыча урана на указанных месторождениях по-прежнему называется нерентабельной.
Существенные огрехи имеются и в других тематических разделах закона. Например, в разделе, посвященном шагам по развитию сырьевой базы титановой промышленности. Как и в законопроекте 2003 г., Программа-2006 определяет, что государство обязано вложить средства в освоение нового Федоровского месторождения титановых руд в Днепропетровской области. Тогда как еще в 2002 г. лицензию на все площади этого месторождения получила одна из частных компаний. Так что государству, если следовать правовым нормам, придется либо реприватизировать этот «титановый рудник», либо вкладывать в частное предприятие казенные деньги...
И все же, несмотря на подобные вопиющие несостыковки, Программа развития минерально-сырьевой базы Украины стала первым в истории нашей страны документом, который ставит перед государством достаточно амбициозные задачи разработки богатейших украинских недр. В случае ее выполнения в 2006–2010 гг. наша страна сможет выйти на целый ряд абсолютно новых для себя промышленных рынков. И произойдет это благодаря освоению значительного количества месторождений стратегически важного сырья. К ним, согласно закону, отнесены Капитановское месторождение хромовых руд в Кировоградской области (ассигнования составят 0,9 млн грн.), Волынское поле медных руд (55 млн грн.), Беляевское месторождение полиметаллических руд на востоке Харьковской области (1 млрд грн.), Полоховское месторождение лития в Кировоградской области (300 млн грн.), Мазуровское и Азовское месторождения редких земель (тантала и ниобия) в Волновахе Донецкой области (25 млн грн.), и Тарасовское месторождение циркониевых песков под Белой Церковью в Киевской области ($25 млн). Однако последняя редакция закона не предлагает отрасли новых стандартов или механизмов привлечения денег, что ставит выполнимость поставленных в нем задач под большое сомнение.
Элемент оптимизма в принятую ныне программу вносит традиционно болезненная для Украины тема — государственные меры по развитию добычи драгоценных металлов и камней. На протяжении последних 10 лет наша страна успела принять и провалить отраслевую программу «Золото Украины» (уполномоченная ее реализовывать ГАК «Украинские полиметаллы» в ходе провала была ликвидирована). Нынешний закон вернул «драгоценной» отрасли надежду на ренессанс, четко расписав суммы ассигнований на наиболее перспективные месторождения — 128,7 млн грн.
Андрей Старостин
Инф. «Деловая столица»