На прошлой неделе премьер-министр Юрий Ехануров создал в составе Минэкономики новый орган государственного управления — департамент по вопросам банкротства. Эксперты убеждены, что новая структура обречена на недееспособность.
Напомним, что в апреле 2000 г. правительство реорганизовало агентство по вопросам банкротства в хозрасчетное учреждение, тем самым лишив структуру полномочий, как органа исполнительной власти со специальным статусом. Функции госоргана по вопросам банкротства правительство передало параллельно созданному в Минэкономики департаменту реформирования отношений собственности. В июле прошлого года ведомство превратилось в департамент по вопросам санации и банкротства. Тогда же министр экономики Сергей Терехин решил совершить еще одно преобразование. Постановлением от 24 сентября 2005 г. правительство ликвидировало государственное хозрасчетное учреждение.
Правопреемник г-на Терехина, действующий министр экономики Арсений Яценюк, приняв бразды правления министерством, не приостановил ликвидацию агентства (к 1 июля ликвидация должна полностью завершиться.— Авт.). Более того, по словам министра, функции ликвидирующейся структуры будут переданы созданному департаменту по вопросам банкротства. Агентство по вопросам банкротства специализировалось, соответственно, на предоставлении услуг в процессе банкротства предприятий. В частности, оно определяло порядок продажи активов, выступало организатором соответствующих торгов и конкурсов, создавало информационную базу неплатежеспособных должников, разрабатывало планы санации и проводило их экспертизу. По поручению премьер-министра Юрия Еханурова, Арсений Яценюк должен в месячный срок внести предложения по приведению других нормативных актов правительства в соответствие с этим постановлением.
Одна из существенных функций, «перепавших» новосозданной структуре, — финансовая, отметил «ЭИ» глава ликвидируемого агентства Олег Бирюков. «Каким образом функцию заработка хотят передать государственной структуре, мне непонятно»,— возмущается он. Дескать, исполнительная власть не может быть оператором на рынке банкротства, поскольку такие полномочия «закоррупционируют» структуру. «Если посадить за богатый стол бедного человека, как думаете, воздержится ли он от еды?»— задался вопросом г-н Бирюков.
Глава Союза кризис-менеджеров Украины Павел Михайлиди связывает реорганизацию департамента с «кадровыми интригами», происходящими в Минэкономике. «Как по мне, некорректно создавать какие-то органы власти на следующий день после выборов (постановление о создании комитета принято правительством 27 марта.— Авт.)»,— отметил «ЭИ» г-н Михайлиди. С ним солидарен и г-н Бирюков. Глава ликвидируемого агентства отметил, что функционально новосозданный департамент ничем не отличается от предыдущей структуры. Изменения в структуре связаны с банальной перетасовкой чиновничьих министерских кадров. Кадровым вопросом обеспокоен и г-н Михайлиди. Он отметил, что принципиально поддерживает создание госдепартамента по вопросам банкротства, однако, по его убеждению, без «грамотного» назначения структура завалит работу.
По мнению арбитражного управляющего Днепропетровска Сергея Карпенко, к руководству государственным органом по вопросам банкротства должны прийти не чиновники, пекущиеся о цифрах и отчетах, а профессионалы. «В противном случае существующие проблемы в вопросах банкротства будут тормозить развитие государства и привлечение инвестиций»,— отметил Вячеслав Никонов, другой арбитражный управляющий. Источник в Минэкономики сообщил «ЭИ», что на должность главы нового департамента претендует Богдан Баласинович, действующий заместитель главы департамента по банкротству и санации, по некоторым сведениям — одногруппник Арсения Петровича по Черновицкому госуниверситету.
Светлана КРЮКОВА
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»