Слухи месячной давности о возросшем интересе представителей черной металлургии к цветным металлам, в частности к вторичному алюминию, подтверждаются. Как заявил в середине марта на балансовом совещании ГМК гендиректор объединения «Металлургпром» Василий Харахулах, уже в ближайшее время экспорт изделий из вторичного алюминия может быть ограничен.
Как уже сообщала «ДС», о дефиците алюминия, который используется в черной металлургии в качестве раскислителя, промышленники впервые заговорили в феврале. Поднял вопрос ММК им. Ильича, который подал в «Металлургпром» заявку о нехватке алюминия и требовал разобраться, почему такая ситуация сложилась. Как утверждают металлурги, потребление алюминиевых сплавов составляет в среднем 670 гр./т стали. В масштабах отрасли годовая потребность в сплавах, которые закупаются у производителей в виде слитков, штанг или дроби, вырастает в более осязаемую цифру — 26,5–27 тыс. т. По данным ПХО «Металлургпром», отечественные передельщики «белого» металла производят около 50 тыс. т алюминиевых слитков. Теоретически этого количества вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности украинских металлургов. Однако, судя по всему, представители чермета и цветмета пока не сумели найти общий язык, и первые начали требовать квотирования поставок на внутренний рынок, угрожая «цветникам» даже запретом на экспорт изделий из вторичного алюминия.
Пока комментарии о конфликте передельщиками цветных металлов сводятся к тому, что металлурги более обеспокоены не дефицитом алюминия, а его ценой. Как сообщили «ДС» на донецком предприятии «Донсплав», требования металлургов о введении квот на экспорт изделий из алюминия рыночно не обоснованы. Скорее всего, метзаводы ищут возможность покупать раскислитель не по мировым, а по внутренним ценам, которые гораздо ниже традиционного ориентира — котировок Лондонской биржи металлов. В то же время в минувшем году спрос на цветные металлы на мировом рынке вырос, и это соответствующим образом сказалось на стоимости. Если в начале 2005 г. в Лондоне давали за тонну алюминия $1680, то к концу года цена достигла $1800/т.
Но, похоже, некоторый дефицит алюминиевых слитков для черной металлургии все же имеет под собой основание. Одной из причин, по которой металлургам стало сложно закупать для себя слитки и чушки, называют модернизацию мощностей отечественных передельщиков алюминия. Если раньше они просто плавили его в чушки, то теперь стараются обзавестись оборудованием, позволяющим производить из вторичного металла более технологичную продукцию. Так, например, производством алюминиевой катанки, используемой как полуфабрикат для изготовления проводов и кабелей, занимаются ОАО «Артемовский завод по обработке цветных металлов», ООО «Запорожский завод цветных металлов» и ряд других предприятий, а Васильевский завод технологического оборудования (Запорожская обл.) производит контакты для электротехники. Всего же переделкой алюминия в стране занимаются около десятка предприятий, крупнейшим из которых является «Интерсплав». Серьезными его потребителями в Украине могли бы быть и изготовители жестяной тары для пива и прохладительных напитков, но этот сегмент у нас еще не развился.
По данным «Укрцветмета», из 250 тыс. т алюминия, выпущенного предприятиями цветной металлургии в прошлом году, 120 тыс. т было получено из импортных бокситов ЗАлКом, а еще 110 тыс. производилось из лома и шлаков, большая часть которых также ввозилась из-за границы, в основном — из России. Некоторые аналитики оценивают вторичный рынок алюминия еще скромнее и говорят, что схемы, по которым ранее в обмен на давальческий лом из РФ его поставщикам украинцы были вынуждены отдавать 90% слитков, практически свернуты. Всего же объем переработки вторичного алюминия у нас не превышает 85–90 тыс. т, из которых и образуются вышеуказанные 50 тыс. т слитков. Таким образом, если верить «цветникам», в стране алюминиевого лома собирают очень немного, и увеличения его количества в будущем не предвидится. А значит, черные металлурги либо продолжат борьбу с «цветниками» за квоты для своей отрасли, либо смирятся с тем, что алюминий им придется закупать по мировым ценам.
Ярослав Дмитренко
Инф. «Деловая столица»