Нынешняя избирательная кампания стала продолжением президентской. Она строилась не на «битве идей», а на конкуренции политических лидеров, была, по мнению многих экспертов, бессодержательна и скучна. Жесткая борьба за власть развернется после того, как станет понятна конфигурация парламентского большинства.
Особенности кампании
Парламенту дважды пришлось «на марше» корректировать новое избирательное законодательство. ЦИК — ломать голову над тем, как укомплектовать участковые избиркомы и напечатать восьмидесятисантиметровые бюллетени. Добрая половина избирателей не подозревала об изменении правил голосования. Да и большинство партий оказались не готовы к введению «пропорционалки», особенно на местном уровне. Аналитик Международного центра перспективных исследований Иван Пресняков отмечает огромное количество «персонифицированных проектов». «В украинской политике слишком силен культ личности»,— заметил по этому поводу председатель правления Центра «Пента» Владимир Фесенко. Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала уверен, что персонификация — результат инерции, возникшей после президентских выборов. Именно этим обусловлено сведение кампании к соревнованию больших «политических картелей» и провалу «малых» проектов. Едва ли не главной особенностью нынешних выборов стало и существенное уменьшение внешнего влияния. Эксперты связывают это с тем, что парламентские выборы и формирование нового правительства не изменят внешнеполитический курс страны, поскольку ни «синие», ни «оранжевые» не претендуют на политическую монополию.
Поствыборная неуправляемость
Окончательные данные голосования ЦИК объявит не ранее 10 апреля, хотя расклад сил будет понятен уже на днях. Пока ЦИК считает, партии и блоки, принимавшие участие в гонке, займутся бузотерством, уверен директор украинского отделения Института стран СНГ Владимир Корнилов. По его прогнозам, они попытаются использовать свой «митинговый потенциал» с целью создания прецедентов для пересмотра результатов выборов, поддержки реноме, «прокачки» коалиционных возможностей, давления на избиркомы и психику граждан. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев не исключает, что страну ожидает «фальсификационный кризис», связанный с отменой результатов выборов на отдельных участках, а также раздувание дела о «транзитном сервере». «Сильная власть на провокации реагировать не станет. Вы можете жить в палатках, на деревьях, в лифтах, протестуя против чего угодно»,— так, не без бравады, заявил на пятничном брифинге руководитель Секретариата Президента Олег Рыбачук. Меж тем, «период поствыборной неуправляемости» прогнозируют многие политики. Спикер Владимир Литвин усматривает проблему и в том, что 4 апреля старый состав ВР завершит свою каденцию, а новым депутатам для обретения полномочий придется уволиться с предыдущих мест работы. Следовательно, Президент должен будет отправить в отставку всех министров, прошедших в новый парламент по партийным спискам. В частности, премьера Юрия Еханурова. Это серьезно усложнит самую интересную часть кампании — дележ власти.
Передел
Наиболее вероятной конфигурацией коалиции эксперты считают «пактовую» — основанную на союзе ПР и «НУ». Он сложится, если в парламент пройдут лишь шесть основных политических сил. Эксперты не исключают, что третьей в большинство может войти СПУ. Не зря же ее лидер Александр Мороз, имея представителей в исполнительной власти, в последнее время активно подчеркивает дистанцированность партии от Президента и «оранжевых». В случае формирования подобной «тройственной» коалиции, считает г-н Фесенко, будет создано правительство, ориентированное на продолжение либерального экономического курса и защищающее бизнес-интересы. В этом вопросе «НУ» и ПР могут вступить в конфликт с СПУ, защищающей социально-патерналистскую модель. По мнению г-на Карасева, премьером, скорее всего, станет Юрий Ехануров или Николай Азаров. Впрочем, эксперты не исключают возможности появления в кресле руководителя Кабмина и кого-нибудь другого, не менее компромиссного. К примеру, министра экономики Арсения Яценюка. Г-н Карасев уверен, что идеальный премьер должен будет обладать харизмой и напором Юлии Тимошенко, спокойствием и опытом Юрия Еханурова и умением Виктора Януковича выстраивать взаимоотношения с подчиненными. В отличие от весьма бурной «премьериады» «спикериада» пройдет спокойно, полагает г-н Фесенко, поскольку «драки» за пост председателя ВР будут происходить в закрытом режиме при составлении коалиционного договора. Среди наиболее вероятных претендентов на пост председателя ВР эксперты называют г-д Мороза и Литвина.
Автор: Наталья БАБАНИНА
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»