Компания по управлению активами «Кинто» намерена всерьез заняться негосударственным пенсионным обеспечением. Как заявил вчера президент компании Сергей Оксанич, вся предыдущая история компании была лишь прелюдией к грандиозным планам по пенсионному обеспечению украинских граждан.
«Сейчас доля НПФ, которыми мы управляем, составляет лишь 0,2% всех активов в управлении компании. Уже через год она доберется до 50%, через 5 лет — превысит 70%»,— заявил г-н Оксанич. По его словам, такой результат будет достигнут благодаря некоему ноу-хау в принципах пенсионного обеспечения и принципиально новому подходу в привлечении вкладчиков. В чем будут заключаться новшества, финансист пока не раскрывает. Боится, что его идеи воплотят в жизнь другие. «Осенью расскажу. К тому времени, максимум к концу года, у нас уже будет не менее 10 пенсионных фондов, главным образом открытых»,— пообещал президент «Кинто». И это вопреки пессимизму, который за последние полгода охватил практически всех «пенсионщиков». Опасные законодательные изменения, предвзятое отношение Госфинуслуг и — самое главное — нежелание и неготовность населения и его работодателей идти в НПФ не умеряют рвения компании. «Правильные» КУА НПФ, по ожиданиям г-на Оксанича, без работы не останутся. По его прогнозам, компании, создавшие администраторов/управляющих специально для обслуживания собственных фондов с 3-4 тыс. участников, уже через пару лет осознают бесперспективность своей затеи. Для того чтобы этот бизнес не был убыточным, нужно обслуживать фонды с не менее чем 50 тыс. человек в общей сложности. Они устанут работать «в минус» и обратятся к профессиональным КУА, а «Кинто» будет тут как тут. Но венец планов компании — накопительный уровень государственного пенсионного обеспечения. Сергей Оксанич не скрывает, что поучаствовать в конкурсе по отбору КУА для накопительного фонда было бы очень интересно. Куда вкладывать деньги, он уже знает. «Коммунальное хозяйство — наиболее перспективный для НПФ сектор»,— считает финансист.
А пока что у компании только два НПФ в управлении. Причем собственный НПФ «Социальный стандарт» (точнее, учрежденный совместно с «Квазар-Микро») — далеко не лидер. Второй фонд — «Черкассы» — только начинает работать. Зато результатами инвестиционных фондов г-н Оксанич может хвастаться смело уже сейчас: самая высокая доходность, самый большой объем привлеченных денег (по публичным, невенчурным фондам). В мае «Кинто» рассчитается с акционерами своего первого публичного фонда «Синергия». Его среднегодовая доходность составила 99,8%, доходность за три года существования — 699,38%. То есть на каждую акцию стоимостью 10 тыс. грн. припадет по 60 тыс. грн инвестдохода. Правда, в мае КУА «откусит» от них 15% ($1,5 млн.). Еще 13% инвесторы-физлица (а таких около полусотни) должны будут отдать государству — как подоходный налог. Но даже за вычетом этих издержек результат выглядит более чем неплохо. Помогли недооцененность акций украинских компаний и революция.
В июне компания планирует открыть другой подобный фонд. Но, конечно, повторить успехи первой «Синергии», признается Сергей Оксанич, ему не удастся. Как и другим инвестфондам. «Рост акций уже не может быть таким ошеломляющим, рынок недвижимости и облигаций перегреты, там появляются большие риски, что подтверждается скандалами с «Элитой-Центром» и «Агропродуктом»,— отметил президент «Кинто».
Кстати, благодаря дефолту по облигациям «Агропродукта» фонды «Кинто» отличились по еще одному параметру. Как первые инвестфонды, в портфеле которых оказались «дефолтные» бумаги. Чести удостоились «Синергия-Бонд» и «Достаток». Г-н Оксанич не считает это откровенным просчетом управляющего: «На момент подписки это был довольно привлекательный выпуск (глядя на объем кредиторской задолженности компании, такого не скажешь. — Авт.). Никакого криминала в этой ситуации нет, компания никого не собиралась «кидать». Там свое дело сделали риски другого рода — политические». Удельный вес облигаций в активах фонда г-н Оксанич не раскрыл.
Евгения ПРОДАЕВА
Инф. газета "Экономические известия"