Вечером 19 марта, после завершения голосования в Белоруссии, оппозиция организовала митинг противников Александра Лукашенко. Присутствующие на акции протеста украинские активисты «Поры» выразили уверенность, что в Минске может появиться палаточный городок, аналогичный киевскому. «Новый Регион» поинтересовался у украинских политологов, чем могут закончиться митинги в Минске.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
«Я не думаю, что в Минске будет повторение длительного «майданного» состояния. 19 марта был разовый импульс.
Белорусская оппозиция, говоря о «джинсовой революции», скорее всего, брала власть на испуг. Нет реальной инфраструктуры и подготовки к многодневному стоянию, перерастающему в революцию. Оппозиция к этому физически и морально не готова».
Владимир Малинкович, директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований:
«Мне совершенно не нравится режим Лукашенко, который является антидемократическим, но экономическое положение в Белоруссии хорошее. Поэтому большинство людей не поддерживают оппозицию, а поддерживают Лукашенко. Социальной базы для изменения политического строя в Белоруссии нет.
Но в ближайшем окружении Лукашенко не могут не возникать критические настроения по поводу этого режима, по поводу того, что он изолирован в мире. Я не исключаю, что может быть давление в верхних этажах власти, которые настаивают на политических реформах. Это более серьезно, чем митинги небольшой группы населения».
Дмитрий Выдрин, директор Европейского Института интеграции и развития:
«Помитингуют, повыступают, примут резолюции, получат моральную поддержку со стороны европейских структур и разойдутся. В Белоруссии нет предпосылок, которые были на Украине.
Тем не менее, начало демократических реформ неизбежно: сам Лукашенко понимает, что лучший способ противодействия оппозиции – это ее опережение. Когда-то на Украине это попытался сделать Кучма, но у него не получилось».
Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»:
«Не думаю, что выступления оппозиции дадут серьезные практические результаты. Масштабы выступлений в Минске не сопоставимы с киевскими – речь не идет о сотнях тысяч людей.
В Белоруссии отсутствуют серьезные организации, которые бы могли обеспечивать не только акции протеста, но и альтернативный мониторинг итогов выборов.
Тем не менее, я надеюсь, что митинг 19 марта положит начало более массовому оппозиционному демократическому движению».
Владимир Фесенко, глава правления Центра политических исследований «Пента»:
«Я думаю, что митинги ничем не закончатся. Для оппозиции сейчас важно продемонстрировать свою неприязнь к Лукашенко и недемократичность проведенных выборов. Речь идет о влиянии на общественное мнение и международную общественность.
Повторить киевский Майдан в Минске вряд ли возможно. Режим Лукашенко намного прочнее и имеет большую поддержку, чем режим Кучмы и Януковича.
Не думаю, что Лукашенко в ответ на минский «Майдан» пойдет на демонстративные действия по демократизации. Природа и психология Лукашенко совсем другая.
Я даже боюсь, что выступления в Минске могут быть использованы для провокаций как с одной, так и с другой стороны.
Часть оппозиционеров, особенно молодежь, которая понимает бесперспективность свержения Лукашенко демократическим путем, может прибегнуть к насильственным акциям. От отчаяния.
Сам Лукашенко тоже может спровоцировать оппозицию с целью дискредитировать ее.
Сейчас основная стратегия Лукашенко будет не в демократизации, а в интенсификации процесса по созданию союзного государства с Россией».
Сергей Степанов
Инф. «Новый Регион»