17 марта председатель Государственной таможенной администрации Украины Александр Егоров сообщил, что «блокадный конфликт» с ПМР, кажется, решен. Позже оказалось, что решен не до конца: груженый транспорт «отсюда туда» пускают, а «оттуда сюда» без выдачи документов молдавской таможни — по-прежнему нет.
Глава ГТСУ прибыл на очередной «приднестровский» брифинг внезапно. Видимо, очень торопился успокоить общественность новостью о том, что при содействии Украины молдавские власти пошли на уступки приднестровцам. Правда, как заявил г-н Егоров, информация поступила «только в последний момент», в ее правдивости он еще не уверен. Более того, по его словам, приднестровская власть пошла на отмену «магистральной» блокады в обмен на уменьшение стоимости лицензирования предприятий ПМР в Кишиневе и упрощения выдачи международных сертификатов на товары, отправляемые из Приднестровья или идущие транзитом сквозь него. По информации агентства «Интерфакс-Украина», с 17 марта власти ПМР уже начали пропускать большегрузные автомобили с украинской стороны. Но Украина не впускает транспортные средства из ПМР, перевозящие груз без таможенного сопровождения Молдавии.
Первый заместитель министра транспорта и связи Украины Василий Цыбенко незадолго до прибытия шефа таможенников не питал особых надежд. По его словам, Украина связана обязательствами в рамках международных транспортных конвенций, то есть должна и будет требовать бумаги на груз (сертификат СТ-1), выдаваемые молдавской таможней. Поэтому-де необходимо построить железнодорожную ветку в обход территории ПМР. Первый замминистра убежден, что на 60 км обходного пути необходимо $500 млн. В проекте 1993 г. полностью электрифицированная ветка в обход ПМР стоила «всего лишь» $129 млн. Заместитель министра не смог толком объяснить, откуда такая разница (правда, тогда доллары были другими.— Ред.). Лишь сообщил, что только землеотвод 150 га по нынешним ценам стоит $115 млн.
«Каждая тонна транзитного груза дает в бюджет страны около 4 грн. За прошлый год мы перевезли в ж/д свыше 36 млн. т транзитных грузов»,— заявил он корреспонденту «ЭИ» на просьбу прокомментировать потери. По его словам, через международный пункт пропуска «Кучурганы» (один из двух на границе с ПМР) в прошлом году перевезено 4,6 млн. т. Только прямые убытки «УЗ» на 17 марта, по данным замминистра, составили $16 млн. Перегон грузовых вагонов в направлении на Могилев-Подольский (временный обход ПМР) стоит $4 за тонно-километр. (Гнать приходится около 250 км.— Авт.).
Г-н Цыбенко ушел от ответа на вопрос, сколько же на этом потеряли отечественные экспедиторы. В неформальных беседах представители экспедиторов сообщили, что уже предупредили контрагентов об увеличении стоимости тарифа на перевозку на 25%, а автоперевозчики — что с 3 марта заказы на перевозку транзитом через ПМР упали на 90%. «Практически своим решением украинское правительство подорвало сухопутный причерноморский транзит. В лучшем случае он начнет восстанавливаться только через 2-3 месяца»,— сказал один из собеседников «ЭИ».
Автор: Евгений ТУР
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»