Выборы в Украине, увы, трудно представить без спекуляций на языковом вопросе. Доходит до курьезов. Не стала исключением и очередная парламентская предвыборная кампания. Напомню, что Украина была одной из первых советских республик, придавшей языку титульной нации статус государственного. Таким образом, начало «бархатной» языковой революции в СССР было положено на украинской земле...
28 октября 1989 года в Украине был принят Закон о языках, и что особенно важно — норма о статусе украинского языка как государственного. Принятие этого законодательного акта во времена советской империи стало не только исполнением романтической мечты многих поколений украинцев, но и фактически первым шагом к обретению независимости.
Украинская ССР, как известно, почила в Бозе, однако же Закон о языках до сих пор действующий, несмотря на то, что в парламенте многие годы мертвым грузом лежат около десятка языковых законопроектов. С другой стороны, несмотря на то, что Закон о языках никто не отменял, никто, прежде всего на государственном уровне, и не спешит к его исполнению. Достаточно вспомнить высших должностных лиц, упрямо не желающих пользоваться государственным языком на государственной службе.
Читателю, пожалуй, небезынтересно будет узнать, что соавтором Закона 1989 года был Леонид Кравчук, кстати, прежде гордившийся такой участью. Сейчас же Леонид Кравчук является лидером политической силы, обещающей своим избирателям новый статус русского языка. В то же время Виталий Кличко, снискавший мировую славу как король нокаутов и свободно владеющий не только русским, но и английским, сразу никогда не общался на государственном. Но не так давно во Львове он свободно объяснялся с коренными жителями на украинском. Более того — заверил присутствующих, что отныне начнет совершенствование своих знаний государственного.
Как всегда, за чертой разумного, предвыборная агитация блока Наталии Витренко. Девочка за партой из рекламного блока, жалобно просящая разрешения выйти (естественно, на русском), получает жестокий отпор со стороны учительницы, которая препротивнейшим голосом отвечает ученице (естественно, на украинском): «Говори державною мовою!». Такое, извините, уродство ничего, кроме чувства стыда, вызвать не может.
Подлил масла в огонь и глава государства, который, обращаясь к соотечественникам в Международный день родного языка 21 февраля, ничтоже сумняшеся назвал «нашим родным языком» украинский, почему-то проигнорировав тот факт, что на территории Украины проживает 130 этносов. Вполне закономерно, что на фоне всего этого не на шутку разыгрались языковые страсти в Крыму, где Крымская региональная организация Партии Регионов собрала подписи за проведение Всекрымского референдума о статусе русского языка. В Харькове городской голова озвучил идею придания русскому языку статуса регионального.
Статус языка, как известно, — это его правовое положение в социальной системе, определяемое и закрепляемое в государстве основным законом — Конституцией, законом о языках, а также положение языка, определяемое сферой и объемом его функционирования. Напомню: согласно статье 10 Основного Закона государственным языком в Украине является украинский язык. Официальное толкование положению части первой статьи 10 дано согласно решению Конституционного Суда Украины от 14.12.99 г. №10-рп/99: «Под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государство придает правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни».
Таким образом, предложения придать русскому языку статус второго государственного/официального неизбежно влекут посягательство на Основной Закон государства. Положение об украинском языке как государственном содержится в разделе I «Общие положения» Конституции Украины, который закрепляет основы конституционного строя в Украине. Понятие государственного языка является составной частью более широкого по содержанию и объему конституционного понятия «конституционный строй».
Автор: Татьяна Мельник, руководитель гуманитарной программы фонда «Украина»
Газета "ДЕЛО"