В августе Кабинет министров Украины одобрил Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 г. Принятие Энергостратегии, безусловно, важнейший шаг для украинцев на пути к достижению энергетической безопасности и независимости, более того, это шаг к институциональной независимости Украины. Но соответствует ли принятый документ неотъемлемым атрибутам отраслевой стратегии? Можно ли его действительно считать стратегическим планом страны по достижению энергетической независимости, стабильности и безопасности?
Чтобы быть иметь практическую значимость, Энергетическая стратегия должна отвечать на вопрос, какова потребность Украины в энергетических ресурсах до 2035 г. Содержать набор действий и инструментов, четко и понятно отвечающих на вопросы:
Как обеспечить энергобезопасность в стране?
Как выйти на полное самообеспечение энергоресурсами и достичь энергетической независимости Украины в конкретные сроки?
Как Украине реализовать свой колоссальный энергетический потенциал, выйти на внешние рынки и стать крупным игроком в регионе?
Кроме того, любая отраслевая Стратегия должна включать сценарный макроэкономический анализ, оценку потребности в инвестициях для выполнения поставленных целей и задач, источники инвестиций, ответственных за реализацию и систему контроля.
Давайте пропустим текст принятой Энергостратегии через фильтр минимальных требований к такому документу.
1.Цели. Для того, чтобы ответить на вопрос «как», нужно понимать, к чему мы движемся и что хотим достичь.
В данной Стратегии выход на полную энергетическую независимость не стоит как цель априори. Речь идет лишь о минимизации импорта. Т.е., двигаясь в рамках данного документа, Украина до 2035 г. продолжит импортировать энергоресурсы, всего лишь сокращая их объемы.
Логично, что при таком подходе в Стратегии нет четких целей по выходу Украины на внешние рынки, экспортной экспансии (за исключением общих фраз: «створення можливостей для експорту електричної енергії до країн ЄС на ринкових засадах», «з подальшою можливістю започаткування експорту природного газу» и т.д.)
Одна из главных целей представленной Стратегии – снижение энергоемкости экономики Украины к 2035 г. почти в 2 раза. Безусловно, это критически важно.
Однако такой подход видится нам однобоким. Целесообразно не только снижать энергоемкость, но и обеспечивать внутренние потребности собственными источниками энергии. Развивать собственную добычу и переработку. Ведь это целые отрасли и сегменты, в которых создаются рабочие места, доходы населения, добавленная стоимость.
2.Сценарный макроэкономический анализ. В документе отсутствует.
Базой любой отраслевой стратегии являются макроэкономический прогноз и сценарный анализ развития экономики в долгосрочной перспективе.
Без понимания, какими темпами будет расти экономика при различных сценариях развития, какие секторы будут локомотивами роста, как будет меняться энергоемкость самих отраслей, невозможно в принципе оценить потребность страны в энергетических ресурсах.
Без понимания, какой спрос на энергоресурсы будет в стране через 5-10-15 лет, невозможно эффективно подойти к сокращению энергопотребления и снижению энергоемкости экономики – основной задачи, которая стоит в утвержденной Стратегии.
В прогнозе энергопотребления должны учитываться потенциальные изменения в самих секторах-потребителях. Например, тенденция к росту автомобилей с электродвигателями или активный переход населения на электроотопление, изменение используемых технологий в промышленности.
Без данного анализа невозможно оценить, какие энергетические ресурсы будут наиболее востребованными в средне- и долгосрочной перспективе: уголь, нефть, газ, электроэнергия? Какие сегменты исходя из этого должны быть в приоритете развития.
3.Оценка ресурсной база.
В документе отсутствуют оценки запасов энергоресурсов: газа, нефти, угля, урановых руд; потенциала возобновляемых источников энергии. Нет данных о газо-, нефтеперерабатывающих и электрогенерирующих мощностях, их прогноза до 2035 г.
Без такой оценки в принципе невозможно ответить на главный вопрос – может ли Украины стать энергонезависимой.
Ресурсная база – это фундамент, на котором должны строиться все последующие расчеты, оценки, разрабатываться шаги и инструменты.
4.Прогнозные топливно-энергетические балансы в динамике до 2035 г. отсутствуют. Что есть следствием отсутствия в стратегии п. 2-3.
Стратегия должна включать такие неотъемлемые элементы, как:
§ Общий баланс энергоресурсов (производство/добыча, импорт, экспорт, потребление)
§Баланс электроэнергии (производство, импорт, экспорт, потребление)
§Баланс угля (добыча, импорт, экспорт, потребление)
§Баланс нефти (добыча, импорт, экспорт, потребление)
§Баланс природного газа (добыча, импорт, экспорт, потребление)
Действия по достижению целей в Стратегии представлены общими абстрактными формулировками. Не указано, какие конкретно шаги, в какие сроки, этапы и кем должны быть предприняты; инструменты и механизмы реализации; ожидаемый эффект от предлагаемых мер.
Нет оценки потребности в инвестиционных ресурсах, их источниках. В документе говорится об увеличении добычи природного газа до 30-35 млрд. куб. м. в год в долгосрочной перспективе. По оценкам Украинского Института Будущего, для достижения этих показателей в сектор необходимо привлечь $3,0-3,5 млрд. за 4-5 лет (с учетом применения методов интенсификации и расконсервации скважин Укргазвыдобування). Источником инвестиций могут стать собственные средства компаний при снижении ставок ренты до 12% для компаний всех форм собственности.
В других секторах (нефть, уголь, электроэнергетика) аналогичным образом должны быть заданы целевые ориентиры по объемам добычи/производства до 2035 г., представлена оценка необходимых инвестиций для достижения целей, указаны потенциальные источники средств.
Таким образом, считаем, что одобренная Кабмином Энергетическая стратегия Украины не отвечает как таковым требованиям и критериям отраслевой стратегии в целом. А главное, не отвечает на вопросы: как Украине максимально использовать свой энергетический потенциал, как выйти на полное самообеспечение энергоресурсами, обеспечить энергетическую безопасность и независимость. Документ не имеет практической значимости и ценности.
Возникает резонный вопрос – нужна ли вообще Украине такая Энергетическая стратегия?
hvylya.net