Украина может получить еще одного крупного поставщика угля кроме России, ЮАР и Австралии. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил факт договоренностей о продаже Украине угля из Экибастузского угольного месторождения. Угля, который по праву считается одним из худших в мире. Зачем Украина опять согласилась покупать уголь плохого качества вслед за углем ЮАР?
Ужасы казахского угля
Понять позицию руководства Украины можно. Сегодня все хаотично ищут максимально дешевый уголь для тепловых электростанций. Ведь по официальной информации «Укрэнерго» запасы угля на складах ТЭС составляют 1,1 млн. т. Это страшные цифры и антирекорд за всю историю Украины.
Но неформальные данные приводят в еще больший ужас – на складах лежит всего 800 тыс. т., из которых всего 70 тыс. являются антрацитом. Именно нехватка последнего порождает отключение электроэнергии. А это второй «ужас» угольных проблем Украины. И если еще в ноябре и первой половине декабря «Укрэнерго» официально констатировала дефицит мощностей на уровне 2-3 ГВт, то уже две последние недели без «скромности» признают цифру дефицита в 6-7 ГВт. Фактически Украина замерла в шаге от «блэк-аута», и отключения всей энергосистемы, который может наступить после отключения 8 ГВт мощностей.
Поэтому предложение Назарбаева с одной стороны является поддержкой Украины в такой сложной ситуации. Но, как известно, «восток дело тонкое», и второй стороной медали казахской угольной дружбы является то, что Казахстан преследует цель не только заработать, но и таким образом поддержать свою добычу и экспорт угля. Получается, что это Украина помогает Казахстану, а не наоборот.
Практически весь экспорт угля из Казахстана поступает в Россию – это 31 млн. тонн в 2013 году. Но с весны 2014 г. в Казахстане началось снижение добычи угля, так как тепловые электростанции России уменьшили закупки. Часть российских ТЭС переходят на уголь из Кузнецкого угольного бассейна, или замещают уголь газом.
До конца года экспорт в Россию уменьшится на 8% - это около 2,5 млн. т. Казахстан уже пошел навстречу России в ценовом вопросе, и в октябре подписал соглашения о поставках объемом 1,2 млн. тонн.
Приехав в Украину по политическим делам, президент Казахстана Назарбаев подсобил своей угольной отрасли, и «закрыл» вопрос на поставку 1 млн. тонн угля. Именно о таком объеме шла речь между Порошенко и Назарбаевым.
Но ключевым вопросом в казахской угольной истории является качество угля Экибастузского угольного месторождения. В Казахстане никто и не скрывает, что этот уголь предпоследний в списке по качеству (см. таблицу). Калорийность этого угля составляет 3800-4000 ккал.
Повторение африканской истории
Но на калорийности проблемы казахского угля не заканчиваются. Еще одним очень и очень существенным минусом является то, что зольность экибастузского угля составляет 42-44%.
Даже «коррупционный» уголь из ЮАР на таком фоне выглядит «конфеткой» и качественным углем. Калорийность африканского угля составляла 5200-5500 ккал, а его зольность – 25-30%. И при этих показателях Генеральная прокуратура уже проводит расследования, а ТЭС пришлось смешивать африканский уголь с местным для увеличения эффективности при сжигании.
При этом украинский антрацит Донбасса имеет качественные показатели калорийности 6000-6500 ккал, а зольность 10-20%.
И здесь возникает риторический вопрос: кто возьмет на себя смелость подписать заведомо убыточный для бюджета контракт на поставку угля из Казахстана?
Ведь цена казахского угля составит 55 долл. за тонну, а вместе с доставкой до ТЭС Украины получится 90-95 долларов. Фактически такая же стоимость российского угля, но факты качества и зольности «играют» против казахского угля. По приблизительным оценкам казахского угля придется сжечь на 40% больше, чтобы получить соответствующий эффект. И тогда его реальная экономическая цена составит не 50 долларов, а 70. И с доставкой на ТЭС Украины получится 105-110 долл. за тонну.
К тому же, Казахстан столкнется с суровой правдой жизни современной украинской экономики – желание купить уголь без предоплаты и с большой вероятностью, что оплата за поставки будет происходить частями. Это следствие катастрофического дефицита финансов в бюджете страны.
На лицо желание Порошенко продемонстрировать способность найти дешевый уголь и решить проблему энергодефицита. Но ни 1 млн. тонн угля из Казахстана, ни еще 1 млн. тонн из Австралии не спасут ситуацию. Ведь дефицит только государственных ТЭС составляет ежемесячно 1,5 млн. тонн, а до конца отопительного сезона нужно 6 млн. тонн. А также до апреля 2015 г. частной компании ДТЭК нужно импортировать еще 4-6 млн. тонн. Итого, Украине нужно 10-12 млн. угля.
Шутники в окружении президента Порошенко злословят: 1 млн. тонн низкокачественного казахского угля – это стоимость посреднических политических услуг президента Казахстана Назарбаева. В любом случае понятно, что если Украина все-таки подпишет контракт на поставку экибастузского угля, то не за горами новое расследование дела уже о казахском угле и повторение под копирку африканской истории.
Юрий Корольчук, Институт энергетических стратегий
donbass-info.com