В начале лета Каха Бендукидзе читал лекцию для клуба «Экономика и Политика». Он уже месяц работал в консультационном совете при министерстве Экономики Украины, как говорит сейчас бывший министр Экономического развития и торговли Павло Шеремета «Бендукидзе позвали, потому что, хоть Украина и Грузия – разные, опыт проведения реформ у него был уникальный».
Обычно заседания клуба ведутся без записи, но это выступление мы смогли восстановить по заметкам в блокнотах с основателем клуба Валей Преображенским. Нам кажется, что то, что говорил в июне Бендукидзе – важно записать:
Речь шла о сокращении бюрократии в два раза, сокращении количества нормативных актов в три раза и о реформе судебной системы.
Он говорил, что на Украине не увидел той смены элит, которая произошла в Грузии, он не увидел нового пласта людей, готовых к решительным изменениям. Переживал из-за этого, переживал, что не происходит сокращения с бюрократией, не так активно борются с коррупцией и не так активно, как надо бы сажают преступников, не происходит отмены субсидий и сокращения налогов, так как он хотел бы.
Все выглядит так, что чиновники недалеко ушли от СССР по своим взглядам – говорил Бендукидзе.
Это было интересно примерять к России, думать о том, как на практике происходят реформы в момент, когда появляется окно возможностей. Эти окна очень разные, и в Грузии и на Украине, в России будет совсем иным и не скоро.
Но общее для всех этих реформ – необходимость команды, которая готова решительно менять одни институты на другие. Если смены команд не происходит, то шансов воспользоваться окном, практически нет. Поэтому необходимо заранее готовится к тому, что кто-то должен будет взять на себя роль реформатора, это должны быть люди с опытом работы в госаппарате, но у них не должно быть интереса в поддержании статус-кво.
Бендукидзе много говорил о судебной реформе и предлагал привлечь диаспору украинцев из Канады для того, чтобы они заняли позиции судей. Речь шла о нескольких сотнях людей с юридическим образованием, проведших всю сознательную жизнь за границей, но сохранивших связь с Украиной. Это единственный способ построить систему на людях, не замешанных в коррупции, с чистым мундиром, они должны были бы на практике понимать, как работает верховенство закона и должны были быть заинтересованы в чистоте системы. Магдебургское право для Украины – пожалуй, одна из самых смелых идей.
Он считал, что благодаря кризису, на Украине очень хорошие шансы для проведения реформ, которые должны изменить энергетику. Украина должна покупать газ у России по Европейской, рыночной цене и перестать субсидировать угольную промышленность.
Он считал, что схемы покупки газа из России коррумпируют украинских политиков и финансово и политически. Нерыночные сделки невыгодны Украине.
Мы спросили его, что нужно делать с олигархами, должна ли власть, учитывая дефицит бюджета, пытаться каким-то образом вернуть в казну их деньги или соблюдение прав на собственность важнее.
Он вспомнил Яна Кума, создателя Whatsapp, который продал за 17 миллиардов долларов приложение для айфона. И сказал, что цель реформ в том, чтобы Ян Кум мог сделать это приложение на Украине, а не уезжал в США. Когда будет открытая экономика, олигархи сами выпадут из списка Forbes – «сами отвалятся».
В момент проведения реформ нельзя нарушать закон, это была ошибка в Грузии, которую не надо повторять. Олигархи, которые не зарабатывают, а сидят на потоках, «сами отвалятся» - с ними не надо ничего делать.
uainfo.org