Бизнес перекупил у государства планы по созданию собственного ядерного топлива.
Предприятия госконцерна «Ядерное топливо» активно меняют собственников. Результатом станет крупномасштабная приватизация всей атомной отрасли Украины.
В списке стратегических предприятий страны убыло. Как стало известно «k:», в конце сентября была закрыта сделка по покупке целостного имущественного комплекса ГП «Днепропетровский завод прецизионных труб» (ДЗПТ). Его новым хозяином стало ООО «Торговый дом Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», принадлежащее одноименному российскому предприятию местного бизнесмена Дмитрия Герасименко.
Приобрести украинский актив российская структура смогла на торгах Правобережной товарной биржи, которые были проведены в рамках процедуры банкротства ГП. Днепропетровское предприятие обошлось «Красному Октябрю» в символические 5 млн. грн. Этот факт особенно радует на фоне того, что наш завод является для россиян профильным: ДЗПТ специализируется на выпуске трубопроводов из нержавеющей стали и редкоземельных металлов, а Волгоградский метзавод производит металлопродукцию из специальных марок стали. С этой точки зрения приход российского капитала в Днепропетровск выглядит логичным. Правда, обосновать эту сделку с коммерческой точки зрения все же сложно.
Таким образом, для того чтобы ДЗПТ начал приносить хоть какие-то деньги, его новым хозяевам придется прилично потратиться на его восстановление. Но поверить в инвестиции российского капитала в украинскую экономику в нынешних условиях не могут даже самые безнадежные оптимисты. Это дало почву предположениям о том, что, покупая Днепропетровский завод прецизионных труб, россияне руководствовались другими мотивами. Одна из версий — у Москвы есть желание заблокировать планы Украины по строительству полностью автономной атомной вертикали. Ведь ДЗПТ входил в состав концерна «Ядерное топливо», на который и была возложена миссия по организации украинской топливной цепочки. Но на этом аргументы сторонников атомного заговора иссякают, потому что стратегам из Белокаменной ничего не мешало реализовать этот план еще в 2011 году, когда компания «Галион-Украина» российской группы «Галион» инициировала банкротство ДЗПТ.
Каким бы ни был мотив «Красного Октября», неоспоримым остается один факт: приватизация днепропетровского завода означает, что заменить его в «Ядерном топливе» теперь можно будет только частными компаниями, а это автоматически завершает эпоху существования этого концерна в государственном формате.
Какое предприятие займет место ДЗПТ, сейчас предсказать невозможно. Но в том, что за эту вакансию разгорится настоящая борьба, можно не сомневаться. Ведь после того как Украина создаст собственный ядерно-топливный цикл, деньги на закупку тепловыделяющих сборок будут тратиться внутри страны. А это $500 млн. в год.
К слову, намечающееся перераспределение ролей в концерне «Ядерное топливо» вполне может оказаться пристрелкой к приватизации главного и единственного потребителя его будущей продукции — ГП НАЭК «Энергоатом». О том, что Украина готова расстаться с оператором действующих атомных электростанций стало известно месяц назад, когда Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в перечень объектов, запрещенных к приватизации №4541а. Если депутаты одобрят это решение, «Энергоатом» будет корпоратизирован, а после этого приватизирован.
Речь идет о продаже до 40% акций НАЭК, но опыт работы бизнес-группы «Приват» с госпредприятием «Укрнафта» показывает, что этого пакета более чем достаточно для того, чтобы играть роль первой скрипки на полугосударственном предприятии.
Так, новый совладелец «Энергоатома» получит возможность доступа к финансовым потокам компании, которые измеряются 50 миллиардами гривен в год.
Фактически именно Игорь Валерьевич мог выступить автором схемы отсечения конкурентов на грядущих торгах «Энергоатома» путем участия в его потенциально ключевом снабженце — концерне «Ядерное топливо». Речь идет о том, что близкое лидеру «Привата» ООО «Компания по управлению активами «Славутич-Капитал» еще месяц назад официально стало совладельцем части имущества госпредприятия «Цирконий», которое также является звеном в украинской топливно-ядерной цепи. На тот момент конкурентов у Коломойского не было. Но теперь, когда у Днепропетровского завода прецизионных труб появился российский собственник, пул потенциальных претендентов на приватизацию «Энергоатома» расширился как минимум до двух.
politica-ua.com