Проблемы у шахтеров Донбасса начались еще до боевых действий: жесточайший дефицит государственных средств на закупку угля у предприятий заставляли горняков складировать добытый уголь в невероятно высокие горы. Не спасали даже повышенные закупки угля государственными электростанциями.
Впрочем, таких в чистом виде почти не осталось. Но и у частников появились похожие проблемы. В схеме "своя шахта – своя электроэнергия – потребитель" появились лакуны на выходе. Ведь потребители отказывались платить по счетам, возвращать долги, требуя реструктуризации последних.
В начале весны компания ДТЭК, которая контролирует практически все генерацию и сбыт электроэнергии в Донбассе, попробовала отключить шахты-должники, среди которых была и такая крупная, как шахта им. Калинина в Донецке.
Но серьезные проблемы начались в мае, с началом полномасштабных боевых действий в Донбассе. Шахтеры рассказывают, что директор шахтоуправления "Октябрьский рудник" пробовал приказать идти в шахту, но ему предложили идти первому, и все прекратилось. Ну, а потом в "Октябрьский" стали попадать снаряды, и шахта была поставлена в режим поддержания обеспечения жизнедеятельности – откачка воды и вентиляция.
В таком же положении, после того, как были повреждены подстанции, остановились работы на шахтах в Лидиевке "им.Скочинского", "Донбасс" в Донецке. Остановлена работа на горловских угледобывающих предприятиях.
"Я не представляю себе, что будет, если нарушится работа главной "водокачки" областного центра - шахты им. Горького в Донецке, - говорит глава Независимого профсоюза горняков Михаил Крылов, - Весь центр города будет сразу подтоплен. Та же участь грозит Горловке из-за нарушений водоотлива на шахте им. Гаевого.
Остановлена работа всех 9 шахт ДТЭК в Луганской области. Сначала остановили "Суходольскую", после того, как 4 июля расстреляли автобус с ее шахтерами. А 27 июля были поставлены на "жизнеобеспечение" все предприятия.
"На сегодня процесс добычи угля на Донбассе достиг самых низких показателей за всю историю региональной энергетики, - говорит старший научный сотрудник Института экономики НАН Украины Вячеслав Ильяшенко, - Почти убита Славянская ТЭС, проблемы у Углегорской, которая еще не до конца оправилась от прошлогодгего пожара, серьезные сбои у Старобешевской, Луганской и Кураховской станций".
Боевые действия проходят как раз в зонах наибольшей концентрации нелегальных шахт –копанок. В Донецкой области это Шахтерск, Торез и Снежное, в Луганской области. Доля копанок в общей угледобыче региона по разным подсчетам составляла до 35-40%, а уголь из них продавался по разным схемам, в том числе через госшахты, которые реализовывали его как свой.
"Сейчас хозяева свернули бизнес, сидим в городе без работы", - рассказал "Вестям" горняк, который раньше работал в нелегальной шахте и заработывал 10,5 тысяч гривен в месяц.
По оценкам доктора экономических наук, профессора ДонНУ Юрия Макогона, добычи угля из-за военных действий упала не менее чем на 50%. При этом на шахтах Донбасса добывается до 70% всего отвечественного угля.
"Нарушение поставок угля с госпредприятий в основном почувствует население, которое в условиях отсутствия российского газа, зимой будет ориентироваться на свой уголь. Но и предприятия, которые тоже будут пытаться замещать газ углем, например, химия и металлургия, машиностроение, тоже могут попасть в крайне сложные ситуации, когда из-за сбоя в получении угля и электроэнергии будет срываться производственный процесс, если в ближайше время ситуация не изменится", - говорит Макогон.
vesti.ua