Марфин Банку и Банку Кипра удалось разблокировать свои активы и акции в ходе судебных разбирательствах с компаниями, у которых были претензии к их материнским структурам. Высший хозяйственный суд Украины постановил, что эти конфликты должны решаться исключительно в кипрских судах. А там шансы вернуть деньги минимальны — кипрская власть еще в прошлом году провела принудительную реструктуризацию и списала часть денег клиентов.
Судебный конфликт между украинскими банками с кипрским капиталом и клиентами их материнских структур, которые пытались вернуть размещенные на Кипре средства, завершился. Еще в мае 2013 года Хозяйственный суд Киева заморозил акции, движимое и недвижимое имущество Марфин Банка (принадлежит Cyprus Popular Bank) и Банка Кипра (Bank of Cyprus) по искам компаний "РВТранс" и "Люксори Смарт" соответственно, добивавшихся суммарно $40 млн от их материнских структур (см. "Ъ" от 5 июня 2013 года).
Вчера в Марфин Банке сообщили, что 15 января Высший хозяйственный суд (ВХС) принял сторону банка и отменил решения первой и апелляционной инстанций. Суд решил, что поскольку спор возник вокруг договоров, заключенных в Республике Кипр, на него не распространяется юрисдикция судов Украины. "Конфликт однозначно окончательно закрыт в отношении Марфин Банка. Мы не видим дополнительных рисков относительно деятельности банка",— заявили в пресс-службе Марфин Банка. Генеральный директор "РВТранс" Роман Лященко вчера не прокомментировал решение суда.
К аналогичному выводу ВХС 9 декабря пришел при изучении дела Банка Кипра. Суд отменил решения предыдущих инстанций, признав их выводы ошибочными, и поскольку спор между сторонами возник на территории Кипра, он прекратил производство по делу. "Это судебное решение снимает риски, связанные с данным делом, в частности с арестом акций Банка Кипра. Предполагаем, что компания может обратиться с иском в кипрский суд",— отметил начальник юридического управления Банка Кипра Николай Шиянюк.
Если стороны не договорились о другой подсудности, суд должен рассматривать спор по месту нахождения ответчика, объясняют юристы. "Попытка "РВТранс" получить решение по такому спору в украинских судах является процессуальной спекуляцией и противоречит как законам Украины, так и ее международным обязательствам. Подобные попытки предпринимались собственниками замороженных средств и в других странах, в частности в России, но также не увенчались успехом",— говорит международный советник юрфирмы Chadbourne & Parke LLP Ольга Ворожбит.— Истец вправе обратиться с аналогичным требованием в компетентный суд Республики Кипр, но шансы выиграть такой спор в этой юрисдикции ничтожно малы. Это связано как с абсолютной необоснованностью требований истца, так и с существующей судебной практикой Кипра". Весной прошлого года власть Кипра провела принудительную реструктуризацию, в рамках которой было списано и конвертировано в акции суммарно 47% депозитов Bank of Cyprus, к которому было решено присоединить Сyprus Popular Bank.
Решение ВХС, впрочем, не означает, что вкладчики кипрских банков лишились права на судебную защиту и реализацию своих прав кредитора. "Коллизионные нормы международного частного права говорят, что потенциально на территории Украины может возникнуть спор о взыскании долгов кипрских компаний при условии нахождения на территории Украины имущества иностранного юридического лица, на которое возможно обратить взыскание. В то же время при наличии процедуры банкротства иностранной материнской компании споры, связанные с удовлетворением требований кредиторов за счет имущества, расположенного в Украине, однозначно не могут быть рассмотрены в Украине, так как процедуры ликвидации несостоятельного юридического лица по правилам коллизионных норм являются исключительной юрисдикцией судов по месту нахождения материнской компании",— объясняет партнер адвокатского объединения "СК ГРУП" Юлия Курило.
Снятие ареста с активов и акций Марфин Банка и Банка Кипра снижает риски для потенциальных инвесторов, которые с прошлого года ведут переговоры с киприотами об их покупке. Согласно правительственной стратегии Кипра, Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank должны продать свои "дочки" России, Украине, Румынии, Великобритании и другим странам (см. "Ъ" от 1 апреля 2013 года). "Распоряжение акциями в отсутствие арестов является правом собственника таких бумаг. Возможная продажа акций банка после отмены ареста не должна создавать проблем для их потенциального покупателя",— отметила госпожа Курило. По информации "Ъ", киприоты уже достигли договоренности о продаже Банка Кипра Альфа-банку (подробнее см. стр. 1). Основным претендентом на Марфин Банк остается банкир Николай Лагун, который за счет сделок M&A наращивает позиции Дельта Банка. В Марфин Банке сообщили "Ъ", что вопрос ведения переговоров о продаже их акций находится в компетенции Cyprus Popular Bank.