С первого августа в Украине должны были вступить в действие новые правила оценки объектов недвижимости. Однако их введение отложили на три месяца. Зачем это было сделано и спасут ли такие действия рынок оценки, «ВВ» выясняли у Светланы Бовсуновской, президента Лиги экспертов Украины.
— Насколько украинский рынок оценки нуждается в новых правилах его регулирования?
— Правительство просто прикрывается красивыми словами: мол, это необходимо для соблюдения принципов добросовестной конкуренции и норм антимонопольного законодательства. На самом же деле задача следующая: поставить дополнительные фильтры (в частности по направлениям видов деятельности), чтобы все, кто издавна работал на рынке оценки, умерли как головастики, а вместо них были заведены свои компании. Что, в общем-то, и происходит. Судите сами: на данный момент на рынке оценки зарегистрировано порядка 3,5 тыс. объектов хозяйствования, дающих возможность работать 10,5 тыс. оценщиков. О каком отсутствии конкуренции можно говорить!?
— Чем рынок оценки так заинтересовал власть?
— Согласно официальной статистике, по итогам 2012 года в Украине совершено 418 тыс. операций с недвижимостью. При этом оценка квартиры обходится клиенту в 400 грн (дом плюс земля — в два раза больше), поэтому усредним сумму до 500 грн. Получается, что общий объем рынка составляет 209 млн грн. Если разделить полученную цифру на 10 тысяч оценщиков, выходит, что каждый из них в год заработал немногим более 20 тыс. грн. Ну а если эту сумму разделить на 200 «своих» компаний, доходы становятся существенными.
— Как же вытесняют старожилов?
— Во-первых, власть придумала дополнительное направление специализации оценщиков — «оценка для целей налогообложения и начисления», до этого их было всего лишь два. И если сегодня проанализировать список компаний, которым Фонд госимущества Украины (ФГИУ) дал добро на работу, то выяснится, что 90% допущенных специализируются на третьем направлении. То есть это как раз и есть та самая молодая поросль, призванная монополизировать рынок оценки.
Во-вторых, «старичкам», а некоторые из них присутствуют на рынке более 10 лет и каждые два года проходят обязательную переквалификацию, теперь еще нужно пройти обучение и сдать в ФГИУ экзамен, причем не тестовый, а устный. Среди фирм моих знакомых только одна из пяти смогла пройти это испытание. Понятно, что таким образом отсеивать неугодных не представляет никакой сложности.
Но даже если приемная комиссия в Фонде госимущества и не «зарежет», то оценщику еще рано радоваться. Дело в том, что согласно новым нормам законодательства, каждая фирма должна разработать и запатентовать систему управления качеством (получившую в народе сокращение СУКА. — Прим. ред.). Стоит учесть, что только процедура подтверждения прав интеллектуальной собственности обойдется заказчику от 60 тыс. грн до 160 тыс. грн. Затем этот талмуд подается во ФГИУ, и далеко не факт, что система удовлетворит чиновников…
— Минюст дал распоряжение Фонду разработать единую для всех автоматизированную систему управления качеством, разве нет?
— Да, но, скорее всего, там как обычно не окажется необходимого количества денег и из-под полы достанут СУКА, разработанную в прошлом году. Ведь первая попытка монополизации нашего рынка была предпринята в 2012-м (тогда фонд допустил к работе всего лишь 12 «своих» фирм, 40 оценщиков. — Прим. ред.). Но ведь можно же и стоимость пользования программой установить заоблачную, чтобы она была недоступна для большинства компаний.
— Значит, «не свои» попасть на рынок все равно не смогут…
— Почему же?! Компаниям, проходящим обучение, прямо на курсах предлагают на кабальных условиях стать «своими» — работать с откатами до 80%. Даже сразу предоставляют возможность заключить договоры страхования оценочной деятельности, с помощью которых и будут отмываться деньги.
— Почему 1 августа новые правила не были введены?
— Тайм-аут в три месяца был взят, чтобы создать видимость хотя бы какого-то восстановления справедливости. Кроме того, третье направление деятельности, о котором я говорила, есть в подзаконных нормативно-правовых актах, но нет в законе об оценочной деятельности. Поэтому это время явно будет потрачено на то, чтобы протянуть в Верховной Раде нужные изменения к закону.
Кроме того, за два года до выборов власть не очень хочет допускать большие социальные волнения. А ведь к 1 августа готовился так называемый «оценочный майдан». Вот чиновники и решили повременить. Но я знаю одно: и через три месяца оценщики будут отстаивать свои рабочие места до конца, вплоть до открытого противостояния.
— То есть в начале ноября они могут выйти на улицы?
— На самом деле я оптимист и уверена, что если тот, кого грабят, будет кричать «держи вора!», он может уберечь свое. Именно так сейчас себя оценщики и ведут. Надеюсь, что власть услышит их крики и, как и в прошлом году, не доведет начатое до конца.
Источник: domik.net