Более года в Украине новая власть. Лицо у нее вроде демократическое, а руки - которые не воруют. В отличие от старой власти, новую любят на Западе. Приглашают на форумы и официальные приемы. Относятся с трепетом. Даже американский сенат рукоплескал стоя. Некоторые инвесторы поначалу даже перепутали швейцарский Давос с Киевом: приезжали, смотрели, вынюхивали. ...
При таких обстоятельствах впору надеяться на инвестиционный бум. Однако ничего такого не произошло. Уровень инвестиций не только не вырос, но и несколько подупал в первом полугодии 2005 года. И ничего удивительно: инвесторы в большинстве своем - народ стреляный. За версту опасность чуют.
Конечно, такому положению дел можно найти объективные причины. Не успели одни выборы закончиться, как на носу другие. И не менее судьбоносные, чем предыдущие. А по ходу еще и форму правления в стране одним махом поменяли – с 1 января полномочий у президента поменьше, у парламента – побольше. Понятно — инвесторы ждут-выжидают, чем политические разборки у нас закончатся.
Но ведь есть и субъективные причины. Сначала напугали разговорами о реприватизации, потом отменили льготы добросовестным инвесторам в СЭЗ. Но и это еще не все. Пожалуй, главная причина – не изменили отношения к инвесторам. Как было оно предвзятое, так оно и осталось. Как было желание у госчиновников «срубить капусту» с инвестора, так оно и не пропало сегодня.
Приведу пример с нашей газетой. Создана она на немецкие инвестиции (группа «Ханделсблатт»). Учредители подали документы на регистрацию.
Но оказалось, что предприятие, имеющее в уставном фонде иностранный капитал, при регистрации газеты должно заплатить госпошлину в три раза больше, чем кристально чистое украинское предприятие. В одном случае – это 2040 грн., в другом - всего 800 грн. Разница не ахти какая, но нас возмутил подход. Почему иностранный инвестор, который дает работу людям, платит исправно налоги, ведет свой бизнес, почему он должен платить больше?
Руководство газеты обратилось к Еханурову с запросом, почему такие дискриминационные нормы существуют и справедливо ли это? Ехануров отреагировал оперативно. Он дал поручение вице-премьер-министру Кириленко рассмотреть этот вопрос. Тот не менее оперативно перепоручил вопрос Минюсту. Однако чтобы узнать, к какому такому человечку попал в Минюсте наш запрос, пришлось обзвонить человек двадцать. Наконец-то нашли. Тот осчастливил ответом: они отослали запрос в Госкомтелерадио, официального ответа не получили, но устно чиновника Минюста заверили, что Госкомтелерадио поддерживает предложение убрать дискриминацию, касающееся размера госпошлины. Прекрасно. Но от такой поддержки ни холодно, ни жарко. Ведь не словом нужно действовать, а делом. Взять да внести изменение в постановление Кабинета Министров, которое было принято во времена премьерства Павла Лазаренко.
В этой чиновничьей кутерьме есть еще один небезынтересный момент. Вопросы, которые находились в ведении Госкомтелерадио, указом президента переданы Минюсту. Но Минюст делами средств массовой информации никогда не занимался.
Одним словом – круг замкнулся. Ждем-с. Хотя надежды мало. И как-то грустно стало. И обидно.
Вспомнил и другой случай. Пару лет назад один западный инвестор захотел реконструировать центр города. «Нет проблем», - ответили ему в киевской администрации. Однако сунули в руку какие-то счета в банках, куда он должен сначала перечислить «капусту». На растерянный взгляд ответили аргументом - деньги пойдут на социальную сферу. Расчет простой – а вдруг «лохом» окажется…
Помните анекдот о том, как звери сели играть с лисой в карты и кто-то «из толпы» метко выразился: «А кто будет жульничать, того будем бить по морде - по наглой рыжей морде…» Так вот, пока не будут чиновников бить по морде (не обязательно по рыжей) за жульничество с инвесторами – ситуация не изменится.
Автор: Николай БАБИЧ
Газета "ДЕЛО"