• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • «Газпром» покупает грузинский газопровод
    Опубликовано: 2005-12-30 15:03:00

    В последнее время проблема российско-украинских взаимоотношений, особенно связанных с экономикой и, конкретно, с поставками газа и его транзитом в Европу вышла на передний план и фактически затмила все остальные новости, относящиеся к экономическим аспектам взаимодействия стран СНГ. Конечно, это не удивительно. Украина теперь флагман антироссийских сил, и поэтому все, что происходит с «Газпромом» и его контрагентом, у наших соседей воспринимается через призму борьбы «оранжевых демократов» с «российскими империалистами».

    Но тем временем на других фронтах российский газовый гигант действует куда как успешнее. Настоящей сенсацией стал прорыв в российско-грузинских взаимоотношениях, случившийся несколько дней назад. Правительство Грузии впервые заявило о возможности продажи магистрального газопровода страны «Газпрому». По заявлению министра энергетики Ники Гилаури, приватизация магистрального газопровода была предложена со стороны «Газпрома», хотя правительство Грузии пока не приняло решения по данному вопросу. «Когда они предложили нам это, мы сказали, что рассмотрим данный вопрос. Других контактов с «Газпромом» по данному вопросу не было», - заявил Гилаури. «В связи с этим мы не говорим категорически «нет». Позиция правительства Грузии сегодня такова - «мы рассматриваем возможность продажи МГП, принятие решения о его продаже зависит от условий, которые нам предложат», - передает Газета.Ru слова министра. «Если нам предоставят гарантии, что в течение 25 лет «Газпром» будет поставлять газ в Грузию по льготным ценам, если нам оставят часть российского газа, поставляемого транзитом в Армению через нашу страну, если будут гарантии возвращения МГП грузинской стороне в случае нарушения контракта, то тогда этот вопрос может быть решен», - сказал министр.

    Еще одно заявление на эту тему сделал на пресс-конференции в Тбилиси представитель "Газэкспорта" в Грузии Давид Морчиладзе. "Переговоры по приватизации магистрального газопровода ведутся на уровне премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели. В первом квартале 2006 года грузинская сторона должна представить свои предложения по продаже трубы", - сказал он. По его словам, приватизация газопровода никак не повлияет на поставки природного газа в Грузию и через Грузию в Армению. "Некоторые говорят, что в случае продажи магистрального газопровода российскому "Газпрому" могут возникнуть проблемы в плане энергобезопасности Грузии. Честно говоря, я не понимаю связи между энергобезопасностью Грузии и приватизацией газопровода", - сказал Морчиладзе.

     Ну и, наконец, два очень интересных заявления сделал бывший российский олигарх, а ныне грузинский госслужащий, государственный министр по вопросам экономических реформ Каха Бендукидзе. Из этих заявлений, кстати, следует, что вопрос по передаче российским газовикам грузинского газопровода продвинулся куда дальше, чем это можно представить из заявлений осторожного министра энергетики. Комментируя возмущение Европы и США по поводу возможности такой сделки, всегда острый на язык господин Бендукидзе заявил, что, во-первых, «европейцы пусть сначала разберутся со своим канцлером, который уходит работать в «Газпром», а во-вторых, «американцам следует прежде разобраться с Европой, а потом приходить в Грузию».

     Что означают такие, прямо скажем, смелые заявления грузинского министра в адрес практически «родителей» грузинской «революции роз»? Дело, видимо, в том, что эта самая революция в Грузии произошла на целый год раньше, чем на Украине. А целый год в таких вопросах – срок немалый. Опыта у грузинской власти накопилось предостаточно. И главное, что они (будем надеяться, по крайней мере) поняли – обретение «свободы», под которой подразумевалось освобождение от мифического «российского ига» и переход под протекторат США, ни в коей мере не решит экономических проблем. Америка готова спонсировать смену власти и всегда поддержит тех, кто готов посильнее пнуть Россию, но она никогда не станет поддерживать чужую экономику. Альтернативных газо- и нефтепроводов для «свободной» Грузии, равно как и для «свободной Украины» никто строить не собирается. Грузинские власти это поняли, украинские – пока еще нет. Они еще в эйфории. Один видный политик советской эпохи называл это «головокружением от успехов». Грузии пришла пора вернуться на грешную землю, а Украина еще витает в облаках. Тем больнее будет ей оттуда падать.

    Корреспондент KM.RU попросил прокомментировать возможность приобретения Газпромом магистрального газопровода Грузии эксперта Центра Карнеги Николая Петрова.

     - Почему Россия заинтересована в приватизации газотранспортной системы Грузии?

     - «Газпром» в этом году по ряду направлений добился существенных успехов с точки зрения реализации  ряда масштабных проектов, связанных с закреплением на рынке тех стран, в которые он осуществляет продажу газа. Контроль за такими нефтегазовыми «артериями» очень выгоден с точки зрения отстаивания российских интересов. Ведь, таким образом наша страна получает возможность непосредственно участвовать в процессе формирования цены на транзит нашего газа через территорию этих государств. Кроме непосредственной материальной выгоды, Россия получает мощный рычаг политического давления на руководство этих стран, средство продвижения наших геополитических интересов. К тому же мы страхуем себя от повторения ситуации подобной той, что имеет место сейчас в российско-украинских отношениях. И, наконец, контролируя газораспределительные сети стран-импортеров, «Газпром» сможет получать дополнительную прибыль. Понятно, что  доставлять и продавать газ конкретному потребителю намного более выгодно, чем просто продавать его на границе страны.

     С таким предложением «Газпром» неоднократно обращался и к руководству Украины и Белоруссии. Однако мы знаем, что в этих случаях «сработали» чисто политические факторы, которые заблокировали принятие нужного нам решения. Известно, что была уже достигнута предварительная договоренность с руководством Украины по поводу участия «Газпрома» в приватизации газотранспортной системы этой страны. И если бы на прошлогодних президентских выборах победил Янукович, то у России появилась бы хорошая возможность их реализовать. Однако, как мы знаем, произошла «оранжевая революция», и все планы предыдущего руководства были пересмотрены. Что касается Грузии, то тут мы видим вполне логичный ход со стороны нашей газовой корпорации, которая предупреждает о возможности скорого повышения уровня оплаты поставок российских энергоресурсов. А в качестве одного из вариантов, как избежать при этом шока для национальной экономики Грузии, предлагает совместную эксплуатацию ГТС этой страны.

     - А что касается Грузии, насколько это решение соответствует ее интересам, учитывая непростой характер, который приобрели в последнее время отношения между нашими странами?

     - Можно, конечно, говорить о том,  насколько это выгодно или невыгодно для самой Грузии. Однако не подлежит никакому сомнению, что она тоже, таким образом защищает свои интересы. Мы знаем, что руководство Грузии поставило ряд условий, в числе которых заключение долговременного договора на поставку «Газпромом» газа в течение 25 лет на льготных условиях. Грузинская сторона также настаивает на установлении жесткого «ценового коридора», чтобы обезопасить себя от резких скачков цен на этот стратегический ресурс. И только при выполнении этих условий грузинская сторона готова пойти на то, чтобы  дать нашей газовой монополии возможность приобрести контроль над своей ГТС. Так что это было бы взаимовыгодным решением. Повторюсь, если абстрагироваться от политических моментов, которые как в случае с Украиной подчас играют самостоятельную и определяющую роль.

     - Насколько оптимальной вам представляется цена, предложенная руководством «Газпрома» Грузии - 110$ за тысячу кубометров? Это все-таки меньше, чем аналогичное предложение Украине.

     - Мне кажется, что «Газпром» имеет достаточно гибкий подход в плане ценовой политики по отношению к разным странам. Такая возможность у него появилась в последнее время, когда был снят целый ряд политических ограничений, которые раньше накладывал на него Кремль. В этом году «Газпром» поставил вопрос о существенном повышении цен для большинства потребителей российского газа  в странах СНГ. За исключением, быть может, Белоруссии. Но в этом случае существуют определенные политические соображения - наличие (по крайней мере, формально) Союзного государства. Кстати, не только политические, но и сугубо деловые, связанные с увеличением контроля над трубопроводом (вопрос об участии России в приватизации Белтрансгаза), с ценой транзита и т.д. Что же касается Грузии, мне кажется, что она (цена) находится на среднем для постсоветских стран уровне. Страны Балтии платят почти столько же. Ведь нельзя заявить одну цену для всех - в каждом конкретном случае у «Газпрома» есть свои соображения и интересы. Если его руководство видит готовность со стороны зарубежных партнеров идти на компромисс по цене на условиях предоставления участия в ГТС, то его руководство с готовностью идет на это. Так что нельзя сказать, то мы продешевили или «недожали» - просто можно говорить о том, что есть достаточно дифференцированный и гибкий подход, который мне представляется вполне эффективным.

     - Вы упомянули о неких ограничениях, которые были сняты правительством с «Газпрома» в этом году. Речь идет о либерализации рынка акций?

     - Нет, я в первую очередь имел в виду то, что «Газпром» как бизнес-структура всегда хотел получить возможность извлекать максимальную прибыль из всех своих проектов. Однако, из упомянутых соображений политической целесообразности, исходя из интересов всего государства, зачастую был вынужден продавать газ дешевле, чем хотел бы. В этом плане «цветные революции» в Грузии и в Украине, как ни странно, сыграли где-то ему на руку. После существенного пересмотра Москвой своей позиции в отношении этих стран, формирование «Газпромом» отпускных цен стало более выгодным, прозрачным и прагматичным.

     - Скажите, почему Грузия, в отличие от Украины, все-таки решилась пойти на такой шаг? Ведь идеологически позиция лидеров обеих стран очень близка, да и отношения между Грузией и Россией после событий двухлетней давности ничем не лучше российско-украинских?

     - Дело в том, что в позиции Украины идеологические соображения явно перевешивают. Если вы идете через три месяца на выборы (имеются в виду парламентские выборы в Украине в начале следующего года), то вы не можете совершать такие шаги, которые могут быть расценены оппозицией как «предательство национальных интересов». Я думаю, что Украина после марта следующего года в качестве партнера «Газпрома» будет гораздо более сговорчива. А для Грузии стоит вопрос о выживании. В отличие от Украины, никакой добычи энергоресурсов на ее территории вообще не ведется. Поэтому Саакашвили, несмотря на всю свою неприязнь к России, не может себе позволить такую роскошь - вести абстрактные разговоры об энергетической безопасности страны в будущем в то время как необходимо решать конкретный вопрос о выживании экономики страны «здесь и сейчас». И поскольку «Газпром» для Грузии является основным поставщиком газа, мне представляется вполне логичным пойти на компромисс.

     - Известно, что Госдеп США, который имеет традиционно сильное влияние на нынешнее грузинское руководство, выступает против реализации этого проекта. Почему Саакашвили в данном случае игнорирует его позицию?

     - Ровно по той же причине. Не случайно госминистр республики по вопросам экономических реформ Каха Бендукидзе на днях заявил о том, что «вопрос о возможной продаже грузинского магистрального газопровода является внутренним делом Грузии». Значит, в правительстве страны четко осознают, что на кону стоит вопрос экономического выживания страны, а это поважнее идеологических пристрастий или геополитических приоритетов.

     - Может ли положительное решение вопроса об участии России в приватизации ГТС Грузии как то повлиять на судьбу российско-украинских газовых переговоров?

     - Конечно, повлияет. Шумиха вокруг т.н. «газовой войны» заполнила все информационное пространство. И теперь она заслонила то повышение цен, которое может оказаться более важным, например, для той же Молдовы или стран Балтии. В случае с Украиной мы имеем максимальную политизацию этого во многом чисто экономического вопроса. Пример с Грузией покажет всему мировому сообществу, что с Россией можно договариваться, и разумный компромисс возможен.    

     Степан Костин, Василий Вальков, KMnews





    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.