Об особенностях политики энергосбережения рассказал государственный эксперт аппарата Совета национальной безопасности и обороны, бывший председатель Государственного комитета по энергосбережению Юрий Шульга.
– Какие меры государственной политики предлагаются сегодня в сфере энергосбережения?
– Во-первых, совместными усилиями президента, СНБО, правительства и, наконец, Верховной Рады необходимо усовершенствовать законодательство в сфере энергосбережения. Надо принять законы об энергетическом аудите, об учете энергоресурсов, об энергетической генерации. Серьезнейшие наработки были у Госкомитета по энергосбережению. Есть серьезные наработки и в парламентском комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Но есть силы, которые серьезно сдерживают принятие и утверждение этих законов и программ.
– Вы можете назвать эти силы? Конкретизировать их?
– Я пока не хочу никого называть конкретно. Скажу лишь, что это те, которым развитие энергосбережения финансово бьет по карману. Они «сидят» на газовой трубе, на электрических сетях, и для них важно, чтобы был приток в собственный карман. Мы бы в два раза лучше жили, если бы серьезно повернулись к проблеме энергосбережения.
– А что случилось с комитетом по энергосбережению?
– Государственный комитет Украины по энергосбережению был создан в 1995 году после принятия соответствующего закона в 1994 году. Комитет существовал до недавнего времени. В этом году вышел указ президента о его ликвидации с формулировкой «для улучшения структуры управления сферой энергосбережения». Сейчас, когда проанализировали последствия ликвидации комитета, президент дал поручение, чтобы выдвинуть предложения по созданию новой структуры, которая бы занималась вопросами энергетической эффективности. Указ о создании комитета вот-вот должен выйти.
– Комитет ликвидирован с подачи прошлого правительства?
– Совершенно верно, с подачи правительства премьер-министра Юлии Тимошенко.
– Секретарь СНБО Анатолий Кинах говорил о создании Национального агентства по энергосбережению. Как это агентство будет связано с комитетом?
– Это одно и то же. Неважно, как будет называться этот орган, главное, чтобы он был. Безопасность государства не может существовать без эффективного использования энергоносителей. Надо создать единую структуру, которая бы координировала все эти вопросы в Украине. Иными словами, усовершенствование структуры управления – вторая важная мера по решению проблемы энергосбережения.
Здесь необходимо развивать два основных направления, так сказать, кнута и пряника. Кнут - это инспекции, где существует механизм, как наказывать предприятия, которые неэффективно используют энергоносители. А вот пряника у нас нет. Здесь необходимо развивать механизмы к стимулированию энергосбережения. Путей много. Можно через государственные стандарты, можно через стимулы в законодательстве, налоговую систему, через тарифную политику, которая бы стимулировала к энергосберегающим проектам на предприятиях.
– А какой предлагается механизм финансирования энергосберегающих проектов?
– Во-первых, самофинансирование предприятий. А во-вторых, через фонд поддержки энергосберегающих технологий. Нам надо отталкиваться от стратегии развития экономики Украины, которой у нас, к сожалению, нет, и ее надо разрабатывать. Затем последовательно разрабатывать стратегию развития энергетики и уже как производную стратегию энергосбережения.
– Сейчас разрабатывается проект стратегии энергетической безопасности, который планировался к утверждению в феврале следующего года. То есть появлению этого документа должна предшествовать стратегия экономического развития?
– Обязательно. Сейчас стратегию энергетической безопасности критикуют, потому что она не базируется на основополагающей стратегии – развития экономики. И поэтому получается ущербная стратегия развития энергетики. Как следствие, невозможно разработать стратегию энергосбережения.
– Экономическую стратегию кто будет разрабатывать? Какой механизм её утверждения предлагается?
– У нас существует в Украине огромнейшее Министерство экономики. Оно и должно с привлечением других министерств разработать стратегию развития экономики. А механизм утверждения - через парламент со статусом закона.
Ольга Ансимова, газета "ДЕЛО"